Вверх

РусскийРусскийБеларуская
Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Законные представители
  • Учительская
  • Общ. организации
  • Сервисы
  • Виртуальный музей
  • Виртуальный кабинет профориентации.
  • Приём в 1 класс
  • Платные услуги
  • "МЧС Беларуси: помощь рядом"
  •  

    Меню раздела

     


       

    Профилактика суицидального поведения

    Учитывая актуальность профилактики суицида в нашей стране, многие педагоги-психологи задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать реализации его намерения?
    Существуют различные признаки и ключи, указывающие на опасность.
    Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
    • Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.
    • Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
    • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
    • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
    • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.
    • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды или коллекции постеров и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
    • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
    • Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
    • Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).
    • Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.
    Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра - и интроперсональные.
    К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:
    • психозы и пограничные психические расстройства;
    • суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
    • подростковый возраст;
    • экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
    • утрату статуса;
    • конфликтную психотравмирующую ситуацию;
    • пьянство, употребление наркотиков.
    Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:
    • особенности характера;
    • сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
    • неполноценность коммуникативных систем;
    • неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку;
    • отсутствие или утрату целевых установок или ценностей, лежащих в основе жизни и т.д.
    В процессе анализа релевантных суициду факторов нельзя не остановиться на так называемом «эффекте Вертера» — совершении самоубийства под влиянием чьего-либо примера. Так, доказательно установлено, что появление в 1744 г. «Страданий юного Вертера» И. Гете — гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви — вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, подражавшей любимому герою. Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Сотни американцев в свое время последовали примеру Мэрилин Монро, версия об отравлении, которой широко обсуждалась в печати. Тот же эффект наблюдался после смерти Сергея Есенина. Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в «подсказке» потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода.
    Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.
    Выделяются внешние, поведенческие и словесные ключи суицидального риска. Некоторые из них могут увидеть или услышать педагоги или родители (проинформированные заранее), другие увидите (проясните в беседе) вы.
    На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:
    • Тоскливое выражение лица.
    • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
    • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
    • Амимия (отсутствие мимических реакций).
    • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
    • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
    • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
    • Двигательное возбуждение.
    • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
    • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
    • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
    • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
    • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
    • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
    • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
    • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
    • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
    • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
    • Расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
    Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
    • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!».
    • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
    • Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
    • Прощания.
    • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
    • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
    • Существуют факторы, определяющие реальный суицидальный риск: суицидальные и антисуицидальные.
    Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации.
    Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
    Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
    Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
    Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его сочинения (волнующие темы), стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

    «Мир, где ты и я»

          Часто родители задумываются лишь о физическом здоровье своих детей: одет, обут, накормлен, учится, вроде бы здоров. А вот о психологическом здоровье, о духовном благополучии своего ребенка взрослые вспоминают в последнюю очередь. Следует помнить о прямой зависимости психологического здоровья и здоровья физического.

         Психологический климат в семье для подростка имеет жизненное значение, а создают этот климат родители. Вот только, если климат получается непереносимым для ребенка, деться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая и неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики.

         Вы бросаетесь к врачам, но и самый искусный доктор не поможет, если семейная ситуация останется прежней.

         Главным условием благоприятного психологического состояния здорового ребенка является эмоциональный комфорт, созданный в семье ребенка. Родителям полезно знать, как разговаривать с ребенком и что нужно предпринимать в случае, если вы чувствуете отчуждение между вами и вашим ребенком.

         Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом.

    1. Разговаривайте друг с другом. Если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга, а это недопустимо.
    2. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
    3. Рассказывайте ребенку о себе, пусть он знает, что вы тоже готовы поделиться с ним, а не уходите в себя.
    4. Будьте рядом: важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность поговорить с вами.
    5. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела, дайте ему альтернативу, если ему предстоит сделать выбор.
    6. Общайтесь с его друзьями: поведение подростка часто зависит от его окружения.
    7. Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты – легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни, является примером для ваших детей.
    8. Помните, что ребенок всегда нуждается в вашей поддержке.
    9. Не запугивайте ребенка, он может перестать, вам верить.
    10. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов: чаще обнимайте, улыбайтесь, смотрите в глаза, берите за руку.

    Помните!

         Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить его и сделать благоприятным. Благоприятным не вообще, а для своего ребенка; для такого, какой он есть, даже если он далек от идеала и совсем не похож на вас. 

                                Как повысить успеваемость ребенка…

        Что делать, если Ваш ребенок потерял интерес к учебе, делает уроки спустя рукава, приносит из школы тройки и двойки, а всякие увещевания на тему: «надо учиться, надо постараться» не срабатывают? В чем причины такого «провала» и как их исправить?

           Интерес к учебе у школьника связан с благополучностью его существования в школе. А благополучность существования зависит от множества факторов, каждый из которых может привести к снижению успеваемости.

    Какие факторы определяют качество «жизни» ученика в школе:

    • Отношения со сверстниками

    • Отношения с учителями

    • Успеваемость по конкретным предметам

    • Ситуация в семье

    • Здоровье

    • Загруженность

           Отношения со сверстниками способны повлиять на учебу в очень значительной степени. Неудачи в общении с одноклассниками могут привести к негативному восприятию ребенком школы вообще. К этому добавляется рассеянность на уроках, когда ребенок погружен в переживания, нежелание посещения школы, прогулы. Если проблемную ситуацию не разрешить, то отставание в учебе начинает увеличиваться, превращаясь, по сути, в снежный ком. Родителям важно разговаривать с ребенком, вести себя так, чтобы ребенок хотел высказаться, поделиться своими проблемами, не держал их в себе. Отмахиваться от «незначительных» ситуаций не стоит. Взрослому человеку детские интриги могут показаться смешными, а на самом деле они очень важны для Вашего ребенка.

            Отношения с учителями имеют очень сильное влияние на любовь-нелюбовь ребенка к конкретному школьному предмету. Если что-то не ладится с учителем, если ребенок его не понимает, не воспринимает – это первая причина отставания и проблем с пониманием материала. Иногда между учителем и школьником возникает личная неприязнь, не связанная с успешностью ребенка как ученика. Если учитель не может побороть неприятие, то ребенок начинает его активно чувствовать и как результат плохо чувствует себя на занятиях, не успевает, не понимает, не хочет делать уроки. Родителям здесь нужно быть очень внимательными, так как часто в такой ситуации виновато и поведение ребенка, сумевшего некоторыми поступками настроить учителя против себя.

         Успеваемость по конкретным предметам зависит от склада ума ребенка. Не секрет, что у каждого человека есть способности к изучению одних предметов, и трудности в освоении других. Все дети сталкиваются с тем, что где-то они с легкостью усваивают материал, а где-то «плавают». Здесь родителям важно вовремя обратить внимание на ребенка, помочь ему делать уроки, разъяснять трудные моменты, нанять репетитора. Важно, чтобы ребенок не отстал и чувствовал себя на уроках более-менее уверенно. Если ребенок очень сильно отстает по какому-то предмету, не может нагнать класс, то у него возникает равнодушие к занятиям и с конкретного предмета это равнодушие может перейти на остальные предметы, вызвав общее ухудшение успеваемости.

           Неблагополучная ситуация в семье – явная угроза успеваемости ребенка в школе. Скандалы, отсутствие возможности побыть в тишине, наедине, отсутствие тихого места для подготовки уроков, проблемы с питанием и режимом дня – все это отразится на школьных успехах.

    • У ребенка в идеале должна быть своя комната, или угол, где он сможет отдохнуть и сделать уроки.

    • В квартире должно быть не шумно и спокойно. Школа и так шумное место, поэтому дома ребенку надо «остыть»

    • Все семейные неурядицы надо постараться решать без вовлечения в них ребенка.

    • У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Он должен вовремя ложиться спать, отдыхать днем, гулять вечером или после школы и делать уроки. И все это должно быть в одно и то же время.

          Если в семье проблемы, ругань, разводы, переезды, то в школьных проблемах виноваты, скорее всего, они. И решать в такой ситуации надо внутренние проблемы, а не внешние – школьные.

    Здоровье, безусловно, влияет на успеваемость ребенка. Он может хотеть хорошо учиться, но элементарно не справляться по причине физических проблем. Родители должны эти проблемы знать, учитывать и выстраивать распорядок дня ребенка, подход к занятиям с учетом наличия определенных заболеваний у ребенка. Игнорировать их нельзя.

          Самая важная проблема и именно она в наши дня является основной причиной неуспеваемости ребенка – это перегруженность. Помимо школы многие родители записывают ребенка на массу кружков, секций и тренингов. Стремление, чтобы Ваш ребенок выучил 2-3 языка, занимался спортом, музыкой и танцами одновременно, скорее всего, приведет его у нервному срыву и полному отставанию по всем параллелям. Родителям надо быть сдержаннее, не забывать, что нельзя отнимать у ребенка детство, надо оставлять ему время на ничегонеделание, на отдых, но спокойное времяпровождение. Не надо стремиться забивать весь день ребенка до отказа. Плотное расписание на пользу детям не идет. Особенно стоит отметить, что у ребенка должны быть выходные дни – суббота и воскресенье, в которые он ничего не должен делать, и ни на какие занятия не должен ходить, максимум на спортивную секцию.

          Будьте внимательнее к Вашим деткам. Как только Вы замечаете первые признаки намечающихся проблем в школе, постарайтесь все проанализировать и найти причины, которые очень легко разрешаются именно в зачаточном состоянии.

    Успехов Вам и Вашим детям!

    Как вести себя с разными детьми…

    • Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением.

    Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

    • Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики.

    Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

    • Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того,что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.
    • Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.
    • Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них.Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
    • Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами – выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
    • Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.
    • Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

    Как повысить самооценку ребенку…

         Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет   деятельным, а  значит, не сможет реализовать себя.

        Интерпретировать поведение.Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

        Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

         Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

    Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

          Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...

          Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самим искать ответы на вопросы и находить их.

          Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать  глобальное мышление ребенка.

         Не бояться неудач.Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

           Доверять взрослым.Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь   кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

          Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

          Думать самому.Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

          Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

    Нельзя наказывать и ругать ребенка

    • когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни: в этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;
    • когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;
    • сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.;
    • если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки
    • если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;
    • если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
    • если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло.

    Несколько «волшебных» способов, как обойтись без нотаций

    • Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
    • Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше. Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту красоту — вот славно будет». Ироническая похвала — как стрела: Всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
    • Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.
    • Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас.

    «Советы  детям»

    1. Доверяйте своим родителям: они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
    2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
    3. Делитесь своими радостями.
    4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
    5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
    6. Не огорчайте родителей и не обижайтесь на них понапрасну.
    7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
    8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
    9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.
    10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

    Пять советов тому, кто поссорился с родителями

    1. Самый простой способ помириться с родителями (и не только) — извиниться, но, к сожалению, не каждый способен признать свою вину, поэтому обрати внимание на совет номер.

    2. Не стоит сильно переживать, убегать из дома и пытаться покончить жизнь самоубийством. Кроме не понимающих тебя родителей в жизни есть еще много вещей, ради которых стоит жить. Причем жить дома, с родителями.

    З. Оставшись наедине с самим собой, подумай, из-за чего произошла ссора, кто в ней виноват.

    Дождись, пока родители успокоятся, и выскажи им свои мысли.

    4. Не ругай родителей и не обвиняй их. Они могут быть не правы, но папа с мамой всегда хотят для нас самого лучшего. Об этом лучше не забывать.

    5. Поставь себя на место своих родителей: как бы ты поступил в данной ситуации?

    А вообще-то самый главный тебе совет: не ссорься с родителями, ведь это твои самые близкие люди, которые при твоем даже незначительном желании могут стать самыми лучшими твоими друзьями.

    Педагог-психолог Саманцова Н.Л.

     


                     

     

    тел. 8 02 (243) 7 91 31, e-mail:  sch2@cherikov.edu.by

     

    Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.(Сенека)