Вверх

РусскийРусскийБеларуская

 

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Чериковского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г.Черикова"

Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Законные представители
  • Учительская
  • Общешкольные организации
  • Сервисы
  • Виртуальный "Музей Хлеба"
  • Приём в 1 класс
  • Платные услуги
  • Подвоз
  • МЧС информирует
  • Единый день безопасности
  • Инновационная деятельность
  • Индивидуальное обучение
  • Весенние палы
  • Наши достижения
  • Районные ресурсные центры по подготовке учащихся к олимпиадам (РРЦ)
  • #Мая_Зямля_Прыдняпроўе
  • Школа активного гражданина
  • Обучение в рамках международных договоров
  • Виртуальный кабинет английского языка
  • Лето - 2021
  •  

    Меню раздела

     


     

    НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ –

    ТОЛЬКО СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО?

    Чтобы прожить вместе всю жизнь

    и при этом ухитриться друг другу

    до смерти не надоесть,

    необходим талант, и немалый.

    Р. Стивенсон

    ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

    Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, психологического и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

    Наша жизнь полна насилия. Оно проявляется во многом. Рукоприкладство, издевательство над людьми – вот некоторые проявления насилия. Очень часто страдают от разных ситуаций дети – безобидные существа. В средствах массовой информации много говорят о проявлениях насилия в семье, где жертвами агрессии, как правило, становятся самые незащищённые: женщины и дети.

    Было бы неправильно думать, что семейное насилие — беда такой ячейки общества. Из семьи оно выплескивается на улицы, а подросшие дети, становясь мужьями и женами, копируют отцов и матерей, демонстрируя как жестокость, так и безропотность с терпением.

    Можно выделить пять основных форм насильственных действий, составляющих природу семейного насилия:

    • Физическое насилие (плевки, толчки, хватания, бросание, нанесение ударов ладонью/кулаком/посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов а также контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи).
    • Сексуальное насилие (постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование), принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форме, принуждение к половым отношениям в присутствии других людей, принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицами, причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера).
    • Психологическое насилие (вербальные оскорбления, шантаж, акты насилия по отношению к детям или другим лицам с целью установления контроля над партнером, угрозы насилия по отношению к себе, партнеру или другим лицам, запугивание насилием над домашними животными или разрушение предметов собственности, принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий).
    • Экономическое насилие (отказ в содержании детей, утаивание доходов, единоличное принятие большинства финансовых решений и единоличная трата семейных денег).
    • Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой (использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми, использование предоставления или лишение возможности свидания с ребенком для контроля над взрослой жертвой).

    Сегодня семья играет важнейшую роль в формировании человека, личности, индивидуальности. Сегодня очень важную роль играет семья в обществе и в государстве, как одной большой семье, которая создает единую гармоническую систему в пространственно-временных отношениях. Наверное, в этой жизни есть какие-то вечные ценности, которые формируют всю историческую цельность, всю историческую реальность. Семья – как надежда мира, как надежда на эффективное и эффектное существование мира. Что еще может быть более важным в этой жизни? Что, если не семья? Кто, если не мать и отец? Думаю, что ничего более ценного не существует в этой жизни, а если и существует, то это за гранью понимания.

    Можно ли воспитывать ребенка без жестокости и насилия? Можно ли делать какие-либо другие действия по развитию и воспитанию ребенка, чтобы это не мешало его личностному росту? Сегодня это более чем реально. Но почему тогда в нашем обществе сохраняется тенденция к развитию отношений, когда в любой оплошности обвиняют именно ребенка? Когда любое действие ребенка рассматривается как приговор к самому себе? Когда ребенок вовсе не понимает, что он делает в семье, и какова роль семьи в развитии ребенка? Порой на все эти вопросы невозможно ответить, т.к. все упирается в вечные дилеммы и проблемы выбора. На эти вопросы невозможно ответить утвердительно да или нет. На эти вопросы никогда нельзя дать абсолютно точный ответ, по той причине, что народ, общество человек сделал выбор в другую пользу. В другую сторону. Ценности меняются относительного того периода времени, в котором мы живем. Но есть как раз самые дорогие, важные бесценные вещи, идеи, которые будут соединять вечно нас в прошлом настоящем и будущем. Этой идеей является семья.

    Ребенок – как растущий организм, как надежда мира, не то что бы обязан, но ему следует жить в таких условиях и воспитываться только в атмосфере добра, искренности, справедливости, в состоянии душевного равновесия. Это ли не является главной опорой общества, государства, мира? Дети – это уже взрослые, которые через несколько шагов приблизятся к бесконечной рутинной работе, к вечным заботам и суете. Но только семья, только родители способны навести ребенка на верный путь, на правильный выбор. Хотя, что сегодня есть хорошо, а есть плохо? Да, конечно, общество выработало какие-то общие концепции в развитии морали, правил этики и устоев, но это ли должно двигать человеческим прогрессом и душой ребенка? В моем понимании сегодня, чтобы над ребенком не было насилия, чтобы ребенка любили и понимали, чтобы любовь была вечной и самой теплой необходимы только 3 вещи: уметь любить, уметь познавать культуру и все ее богатство, которое было накоплено за исторический процесс и уметь делать правильный выбор. А уметь делать правильный выбор возможно только через осознания себя в культуре, через понимание своего места в эпохе и представления о том, что можно и нужно оставить после себя.

    Никакая жестокость не даст таких результатов, как любовь искренность и великодушие. А насилие проявляют только слабые люди и никакой закон не поможет исправить ситуацию если не придет осознание и понимание того, что только я могу любить своего сына и дочь, что мир тоже будет любить, если буду любить я. А доводы следующего типа: «Меня сын вообще не слушается», «Он мне надоел», «Он вообще ничего не понимает» сродни бессилию, которое проявляется только из-за отсутствия любви.

    Люди до сих пор руководствуются стереотипами и предпочитают другую модель воспитания детей, при которой шлепки, подзатыльники, унижения и крики считаются нормой. Применяя эту модель воспитания, родители используют для своего оправдания следующие стереотипы:

     •«Настоящего мужчину нельзя воспитать без побоев».

     •«Если мы перестанем бить детей, то государство скоро сможет их у нас забирать за каждую мелкую оплошность».

     •«Государство не должно лезть в мою семью».

     •«Я лучше психологов и государства знаю, как воспитывать ребенка».

     •«Я не могу справиться с ребенком без криков и шлепков».

     •«Мой ребенок по-другому не понимает».

     •«Иначе ребенок меня не слушается».

     •«Я не знаю, как своего ребенка воспитывать по-другому».

     •«Если и я его не буду бить, мой ребенок вырастет неуправляемый».

     •«Меня в детстве били, и я вырос нормальным».

     •«Борьбу с домашним насилием придумали американцы, чтобы забирать наших детей на органы».

    Известно, что способы воспитания детей устойчиво передаются из поколения в поколение, так как дети, вырастая, усваивают те воспитательные приемы и меры, которые применяли к ним их родители. Опрос подтвердил: те, кого в детстве родители часто наказывали, склонны воспроизводить эту традицию. Особо ярко это проявляется среди родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Чем чаще наказывали ребенка в детстве, тем шире, по его мнению, распространено телесное наказание в современном обществе, тем оно более допустимо и оправдано разными обстоятельствами. Те же, кого в детстве не наказывали, более уверенно говорят о неприемлемости физических воздействий на детей. Значит, у их детей больше шансов на спокойное и радостное детство. Но, конечно, отношения родителей и детей зависят не только от семейных традиций. Ведь семья уязвима перед внешними источниками стрессов, перед многочисленными рисками современного общества. 

    Страшнее самого насилия его последствия!

    Согласно результатам исследования, маленькие дети чаще подвергаются бытовому насилию, чем подростки. Это влияет на их умственное и эмоциональное развитие.

    Когда они становятся старше, у них возникают проблемы в школе, им труднее сходиться со сверстниками, они страдают от депрессий, повышенной возбудимости и других нарушений психики.

    Среди таких детей чаще встречаются случаи алкоголизма и наркомании, подростковой преступности.

    Многие травмированные дети склонны обвинять в случившемся себя самих. Взятие ответственности на себя в этом случае позволяет компенсировать (или заместить) чувство беспомощности иллюзией потенциального контроля.

    Самым тяжелым последствием насилия является повторное переживание травматических событий — поведенческий паттерн, который заключается в том, что неосознанно индивид стремится к участию в ситуациях, которые сходны с начальным травматическим событием в целом или каким-то его аспектом.

    Дети, которые живут в семьях с бытовым насилием, ведут себя более агрессивно. Причиненное насилие порождает ответное, круг замыкается. Дети, не понимая, за что их «наказывают», начинают считать такое поведение нормой общения, причиняя зло уже своим сверстникам и тем, кто младше.

    Однако не только прямое насилие влияет на неустойчивую пока детскую психику, но и косвенное. Когда дети сами не подвергаются избиениям или сексуальным домогательствам, но видят такое поведение среди родственников, с которыми проживают, это влияет на их психическое и психологическое здоровье не меньше. Таким образом, можно сказать, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение.

    Всегда есть способ бороться. Главное, заметить его — насилие, а не прятать голову в песок. Ведь мы — люди, а не страусы. И должны помогать тем, кто не в состоянии решать проблему сам. Хотя бы детям.

    Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое, но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без униженного человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

    Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

    В статье 19 «Конвенции о правах ребёнка» перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

    В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

    Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, 65% белорусских детей в возрасте 2-14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.

    Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить  не только медицинскими работниками и правоохранительными  органами  по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.

    Руководством к действию педагогических коллективов в этом вопросе должен стать «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс), направленный во все учреждения образования (далее – Алгоритм).

    Обращаем внимание педагогов  на некоторые аспекты   в проведении этой работы.

    Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:

    • поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
    • когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
    • проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.

    Насилие в семье часто скрывается. Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.

    Когда ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения,  его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну».  Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Следовательно, педагогам необходимо выстраивать доверительные отношения с обучающимися.

    Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.

    Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

    Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена – в качестве жертвы. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы

    Личность агрессора имеет следующие характеристики:

    • импульсивность, неустойчивость к неудачам, склонность к вспышкам гнева;
    • низкую самооценку;
    • выраженную потребность во внимании;
    • эмоциональную зависимость от партнера;
    • собственнические установки;
    • стремление контролировать ситуацию в семье;
    • ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
    • ревнивость.

    Личность жертвы отличают:

    • экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
    • ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
    • неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
    • низкая самооценка;
    • нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
    • уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.

    Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным педагогам-психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям.

    Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

    К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны,  кровоподтёки и т. д.).

    Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

    • он понимает, что происходит насилие;
    • он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
    • он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
    • он переживает последствия акта насилия.

    Учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида.  Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой;  неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

    Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

    • беспокойство или тревожность;
    • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению;
    • чрезмерная уступчивость;
    • суицидальные угрозы или попытки;
    • неумение контактировать с другими людьми;
    • малое число друзей или их отсутствие;
    • проблемы с учёбой;
    • низкая самооценка.

    Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.

    Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

    Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких. Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.

    Особенности поведения детей при сексуальном насилии: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.

    Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.

    Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Министерством образования Республики Беларусь издано пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Профилактика домашнего насилия». В  нем имеются теоретические материалы по теме, предлагаются тесты. Для проведения занятий по вопросам домашнего насилия авторы рекомендуют использовать интерактивные методы обучения: игровые (упражнения, ролевые игры), кейсы, групповую дискуссию, мозговой штурм, видеоанализ и др. и приводят примерные конспекты их проведения, а также видеосюжеты для просмотра и последующего обсуждения с учащимися. Рекомендуем его широко использовать на практике.  

    Памятка для родителей

    1. Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участие взрослых членов семьи к детям.

    2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

    3. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

    4. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребенка.

    5. Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

    6. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

    7. Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребенку в воспитании братьев наших меньших.

    8. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

    9. Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

    10. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьешься больше, чем грубой силой».


                     

     

    213533, Могилёвская обл., г. Чериков, ул. Ленинская, д. 157, т/ф +375 (2243) 7 91 31, сайт: sch2.cherikov.edu.by, e-mail: sch2@cherikov.edu.by, Регистрационное свидетельство №7141303431 от 16 апреля 2013 г.

     

    Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.(А. Барбюс)