Вверх

РусскийРусскийБеларуская

 

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Чериковского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г. Черикова"

Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Законным представителям
  • Учительская
  • БРПО
  • Общешкольные организации
  • Сервисы
  • Районные ресурсные центры по подготовке учащихся к олимпиадам (РРЦ)
  • #Мая_Зямля_Прыдняпроўе
  • Школа активного гражданина
  • Патриот.by
  • Безопасность в УО
  • Осенние каникулы - 2024
  • "Память и боль белорусской земли"
  • История, традиции, достижения учреждения образования
  • "Я патриот свой страны"
  • РОЧС информирует
  • Школьная форма
  • Национальное исследование качества образования (НИКО).
  • Ситуационная помощь инвалидам
  • "Музей Хлеба"
  • Виртуальный центр реализации ЦУР
  • 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • 2024 Год качества
  • Родительский университет
  • Организация питания
  •  

    Меню раздела

     


     

    Автоматизация звуков в домашних условиях

     

         Дорогие родители!

         Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете дефектолога (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные дефектологом звуки. 

         Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

         Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    автоматизация звука в предложениях;
    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.

    Автоматизация звука в слогах. 

         Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

         Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

         Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

    Автоматизация звуков в словах.

         Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

         Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

         Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

         Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

         Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

         Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

         Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

         Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

         Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

         Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

         Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

    Автоматизация звука в предложениях.

         Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

    • У Сани длинные усы.  Саня катается на самокате.
    • У Сони новые осенние сапоги.  Оксана спускается с горки на санках.

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

         Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    • Ас – ас – ас –  у нас дома ананас.    Ус – ус – ус –  на окне у Сони фикус.
    • У Сони и Сани в сетях сом с усами.   В саду темно, все спят давно.
    • Одна сова не спит, на суку сидит.

    Советы

         Многие, начиная заниматься с дефектологом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.


                       

     

    213533, Могилёвская обл., г. Чериков, ул. Ленинская, д. 157
    т/ф +375 (2243) 7 91 31
    сайт: sch2.cherikov.edu.by
    e-mail: sch2@cherikov.edu.by
     Регистрационное свидетельство №7141303431 от 16 апреля 2013 г.

     

    Нельзя не удивляться стране, где бомбы умнее выпускников высшей школы. Бомбы хотя бы могут найти на карте Ирак. (Уитни Браун)