Вверх

РусскийБеларускаяБеларуская

 

Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Аддзел па адукацыі Чэрыкаўскага райвыканкама

Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Сярэдняя школа №2 г. Чэрыкава"

Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздзелу

  • Галоўная
  • Адно акно
  • Аб установе
  • Навучэнцам
  • Бацькам
  • Настаўніцкая
  • БРПА
  • Агульнашкольныя арганізацыі
  • Сэрвісы
  • Раённыя рэсурсныя цэнтры па падрыхтоўцы вучняў да алімпіяд (РРЦ)
  • #Мая_Зямля_Прыдняпроўе
  • Школа актыўнага грамадзяніна
  • Патрыет.by
  • New
  • Восеньскія канікулы - 2024
  • "Памяць і боль беларускай зямлі"
  • Гісторыя, традыцыі, дасягненні ўстановы адукацыі
  • "Я патрыёт сваёй краіны"
  • РАЧС інфармуе
  • Школьная форма
  • Нацыянальнае даследаванне якасці адукацыі (МІКО)
  • Сітуацыйная дапамога інвалідам
  • "Музей хлеба"
  • Віртуальны цэнтр рэалізацыі МУР
  • 80-годдзе вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў і перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне
  • 2024 Год якасцi
  • Бацькоўскі ўніверсітэт
  • Арганізацыя харчавання
  •  

    Меню раздзелу

     


     

    Дислексия как специфическое нарушение письменной речи

     

       Чтение является одной из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Основными условиями успешного овладения навыком чтения, являются сформированность устной речи, фонетико-фенематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточный уровень развития зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза и пространственных представлений.

       В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. 

       Частичное специфическое нарушение процесса чтения именуется термином дислексия.  Оно обусловлено  несформированностью высших психических функций  и проявляющееся в ошибках стойкого характера.

       Чаще всего дислексии встречаются при:

    – минимальной мозговой дисфункции;

    – ДЦПП;

    – задержке психического развития;

    – тяжёлых нарушениях устной речи;

    – нарушениях слуха.

    Причинами  нарушения чтения являются:

    -наследственная предрасположенность

    -органические поражения головного мозга

    -соматические заболевания;

    -неправильная речь окружающих, двуязычие;

    -социальная среда (недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

    При дислексии отмечаются  следующие группы ошибок:

    1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях букв при чтении, а так же может наблюдаться  различный характер замен и смешений:

    а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих);

    б) замены графически сходных букв

    2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы называются поочерёдно, нанизываются одна на другую.

    3. Искажение звукослоговой структуры слова. Наиболее распространённые ошибки чтения этой группы:

    а) пропуски согласных при стечении;

    б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения;

    в) добавление букв и звуков;

    г) перестановка звуков;

    д) пропуски и перестановки слогов;

    4. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
    5. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА)
    6. Аграмматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного. Нарушения падежных окончаний, изменение окончаний глаголов.

    С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения выделяются следующие виды дислексии:

    фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая.

    Фонематическая дислексия возникает при:

    1) недоразвитии фонематического восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки

    2) недоразвитии функций фонематического анализа:

    выражается это в искажении звуко-слоговой структуры слова,

    в пропусках согласных в стечениях,

    во вставках гласных между согласными в стечениях,

    в перестановках букв (звуков), в пропусках и перестановках слогов, в побуквенном чтении.

    Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать (соотнести) прочитанное слово и предмет на картинке, не могут ответить на вопросы по тексту. Нарушение понимания прочитанных  предложений обусловлено  несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. В процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

    Аграмматическая дислексия, обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных,  изменения числа местоимений, неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение формы глаголов.

    Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между словом и буквой. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков и слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

    Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения, в заменах и смешениях графически сходных  букв.  Данная дислексия связана с недифференцированностью зрительных представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия.

    Выявляются трудности узнавания букв написанных одна под другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, не расчленяют буквы на составные элементы, зеркальное  чтение.

    Нарушение чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывает негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией можно прогнозировать систему логопедического воздействия на ребёнка. В ходе логопедического воздействия у школьников улучшается техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.


                       

     

    213533, Магілёўская вобл., г. Чэрыкаў, вул. Ленінская, д. 157
    т/ф +375 (2243) 7 91 31
    сайт: sch2.cherikov.edu.by
    e-mail: sch2@cherikov.edu.by
    Рэгістрацыйнае пасведчанне №7141303431 ад 16 красавіка 2013 г.

     

    Нельзя не удивляться стране, где бомбы умнее выпускников высшей школы. Бомбы хотя бы могут найти на карте Ирак. (Уитни Браун)