Вверх

РусскийРусскийБеларуская
Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Законные представители
  • Учительская
  • Общ. организации
  • Сервисы
  • Виртуальный музей
  • Виртуальный кабинет профориентации.
  • Приём в 1 класс
  • Платные услуги
  •  

    Меню раздела

     


       

    План работы

    школьного методического объединения  

    классных руководителей

    на 2017/2018 учебный год

    № п/п

    Тема методического объединения

    Форма проведения

    Сроки проведения

    1

    «Классный руководитель – организатор жизнедеятельности учащихся».

    инструктивно – методическое совещание

    октябрь

    2

    «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции учащихся ».

    семинар - практикум

    декабрь

    3

    «Современная школа как школа саморазвития личности».

    семинар - практикум

    март

    4

    «Анализ работы методического объединения по созданию условий для развития творческой работы личности.»

    творческий отчет

    май

    Формы и методы работы классного руководителя

    Цыганова Олеся Петровна

    Руководитель методического объединения классных руководителей

    Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учреждением образования государство, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

    Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

    Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

    Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

    Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

    Формы работы классного руководителя с учащимися

    В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: 
    • по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

    • по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные; 
    по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся); 
    • по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; 
    по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; 
    • по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; 
    по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов). 
    Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. 
    К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача - помочь каждому проявить себя и создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя. 
    К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. 
    Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед классным руководителем. При этом целесообразно руководствоваться следующим: 
    • "учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы , поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению; 
    • на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей; 
    • составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей; 
    • организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов; 
    • обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

    Формы работы классного руководителя:

    1. Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

    Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями.

    2. Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.

    Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

    Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.

    На классном собрании нельзя:

    - позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;

    - привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

    - наказывать группу за поведение отдельных ребят.

    Правила организации и проведения собрания:

    - попытаться самим решить проблему;

    - не оказывать друг на друга никакого давления - ни юридического, ни словесного;

    - слушать друг друга, не перебивая.

    Структура собрания:

    1. представление обсуждаемой проблемы;

    2. изложение информации по проблеме;

    3. начало дискуссии;

    4. предложение решения проблемы;

    5. выбор решения;

    6. обсуждение предполагаемого результата решения;

    7. закрытие собрания.

    Продолжительность собрания 45 минут.

    Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

    Решаемые вопросы:

    - выборы, перевыборы органов самоуправления;

    - разрешение конфликтных ситуаций;

    - создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;

    - налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;

    - разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.

    3. Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

    4. Конференция - широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

    5. Клубы по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

    6. Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.

    7. Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.

    8. Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

    9. Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:

    торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

    концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

    10. Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.

    11. Игра - соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

    12. Дискотека - англ., слово значит - собрание пластинок. «Диск» - по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» — «ящик».

    Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг — «танцуем без перерыва»; тематические; танцевальные; диско-театры.

    Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.

    С изменением процесса воспитания меняются, как правило, его формы и методы. В целях воспитания свободной личности, способной жить и работать в многопартийной системе и рыночной экономике, приобретают большое значение формы и методы творческого характера.

    В практике, например, в этом плане, зарекомендовали себя с положительной стороны творческие встречи за столом. Они помогают учащимся глубже попять события, происходящие в мире, в нашей стране, занять но отношению к ним свою позицию. Кратко остановимся на их характеристике.

    Круглый стол предполагает организованный разговор по определенному кругу вопросов, заранее подготовленных и поступающих в ходе его деятельности. Круглый стол ведет ведущий, в обязанность которого входит группировать вопросы и определять, кому на них отвечать. На круглый стол приглашаются лица, сведущие в обсуждаемых вопросах, которые и дают обстоятельные ответы. Например, в 10-х и 11 -х классах можно провести круглый стол "Я самый лучший президент". Кандидаты в президенты (примерно 5 человек) аргументированно доказывают важность своих программ.

    Философский стол. Основное назначение его – раскрыть и научно обосновать сущность философской идеи, показать, чьи интересы она выражает. Обсуждаемой идеей может быть, например, "Суверенитет – “за” и “против”". Методика подготовки философского стола заключается в следующем. Определяется философская идея. Подбирается фактический материал, отражающий противоположные подходы к определению этой идеи. Затем выявляются сторонники обеих позиций среди учащихся, выбираются судьи из компетентных лиц. Таковыми могут быть и эрудированные ученики, и приглашенные из их ближайшего окружения (родители, родственники и др.). В их функции входит научное обоснование различных суждений.

    Проблемный стол проводится в целях обсуждения какой-то проблемы. Например, "Религия в современном мире" или "XXI век и национальные взаимоотношения", "Современное образование", "Молодежь и современные браки" и т.п. Ведущий ставит проблему, одни участники раскрывают ее сущность, истоки, причины возникновения и пути развития, вторые характеризуют способы решения этой проблемы, третьи знакомят с тем, как решается рассматриваемая проблема в реальной практике.

    Таким образом, ученики приобретают умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, изменять сложившееся мнение, определять свое отношение к окружающему миру, осознают свою роль в складывающихся обстоятельствах и способы включения в активную деятельность.

    Как известно, воспитание имеет внешнюю сторону – деятельность и внутреннюю – отношение. Для развивающейся личности важное значение имеет равноправное отношение субъектов воспитания, имеющее деятельностный характер и выражающееся в стремлении взаимного обогащения и стимулирования саморазвития, удовлетворения личных интересов и потребностей в единстве с интересами других.

    Большими возможностями в развитии таких отношений располагает коллективно-творческое дело (КТД), которое возникло в 1960-е гг. и нашло широкое освещение в работах И. II. Иванова.

    Каждое творческое дело разрабатывается в определенной последовательности. Варианты этой последовательности могут быть разными: сбор – старт – "мозговая атака", или "мозговой штурм", целью которых является определение задач и некоторых общих черт совместного дела, избрание совета дела, в функции которого входят выработка способов вовлечения членов коллектива в организацию и проведение планируемого дела, распределение обязанностей между членами микрогруппы.

    КТД – это совокупность определенных действий, обеспечивающих взаимодействие, взаимопонимание, общение, самовыражение, самоутверждение. Это творческое коллективное дело, потому что школьники вместе с педагогами, взрослыми ведут поиск эффективных путей, способов, средств решения важной практической задачи.

    Все КТД отличаются друг от друга по виду практической деятельности, которая ставится здесь на первый план.

    КТД общественно-политического характера проводится в виде телемоста, аукциона политических терминов и политических ассоциаций, политобозрения в творческой форме пресс-конференции, фестиваля памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, в годы сталинских репрессий и т.п.

    В КТД познавательного характера на первый план выступает развитие у воспитанников заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок. Познавательные КТД воспитывают интерес к различным источникам знания, стремление к разгадыванию непознанного, любознательность, наблюдательность, творческое воображение. В познавательных КТД учащиеся применяют, закрепляют и углубляют те знания, которые они получили в школе по гуманитарным и естественно-научным предметам, а также информацию, приобретенную в процессе просмотра и прослушивания теле- и радиопередач.

    Коллективно-творческие художественно-эстетические дела развивают у ребят эстетические способности, эстетические взгляды, интерес к различным видам искусства, умения и навыки художественного творчества, формируют любовь к искусству, музыке, литературе.

    Спортивные КТД формируют у школьников серьезное отношение к спортивно-оздоровительной жизни, физической культуре, к воспитанию в себе качеств крепкой и волевой личности, стремящейся к достижению поставленной цели. Именно спортивные КТД позволяют воспитывать такие личностные качества, как быстрота, ловкость, выносливость, настойчивость, смелость, реакция, коллективизм и дисциплина.

    Основные идеи КТД по трудовому воспитанию могут быть выражены в форме "Трудовая лаборатория", "Трудовая мастерская" и др. Главные идеи: завтрашним фермерам достанется не плодородная, а истощенная земля, больная, зараженная сорняками; многие отрасли народного хозяйства не имеют нужной техники; требуется длительная работа по восстановлению земли и производства. Цель этого КТД – овладеть способами восстановления и улучшения качества почвы, методами биологической борьбы с сорняками и вредителями, конструирования и сборки машин.

    Реализовать перечисленные выше идеи возможно и путем широкого использования игры, приближенной к видам труда взрослого человека. Например, организовывается игра "Фирма", выбирается президент, под руководством которого разрабатывается устав акционерного общества, составляется коммерческая программа, определяются вопросы для изучения рынка сбыта, разрабатывается реклама, проектируются варианты построек или определяются пути восстановления местных народных промыслов и т.д.

    Главным условием эффективности КТД является профессиональная компетентность классного руководителя, его способность к подлинному психологическому познанию, умение замечать душевные движения у учащихся.

     

    Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т. е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

    Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.

    Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

    Основная задача педагога - помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказывают методы воспитания.

    В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

    Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.

    Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого - формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.

    Методы стимулирования помогают формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей - пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.

    Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать - воздействовать на чувства, а через них - на ум и волю человека ». Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

    Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

    Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.

    Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

    Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способностей к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше - решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

    Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания - рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

    Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

     

    Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.

    От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

     


                     

     

    тел. 8 02 (243) 7 91 31, e-mail:  sch2@cherikov.edu.by

     

    ...Воспитатель сам должен быть воспитан. (Маркс К.)