Вверх

РусскийРусскийБеларуская

 

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Чериковского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г.Черикова"

Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Законные представители
  • Учительская
  • Общешкольные организации
  • Сервисы
  • Виртуальный "Музей Хлеба"
  • Приём в 1 класс
  • Платные услуги
  • Подвоз
  • МЧС информирует
  • Единый день безопасности
  • Инновационная деятельность
  • Индивидуальное обучение
  • Весенние палы
  • Наши достижения
  • Районные ресурсные центры по подготовке учащихся к олимпиадам (РРЦ)
  • #Мая_Зямля_Прыдняпроўе
  • Школа активного гражданина
  • Обучение в рамках международных договоров
  • Виртуальный кабинет английского языка
  • Лето - 2021
  •  

    Меню раздела

     


     

    Типы профессий (информация для родителей)

    просмотреть и скачать

    Родителям о ранней профориентации

    просмотреть и скачать

    Уважаемые родители!

       

    Родители - первые помощники и советчики своим детям в выборе профессии, они вместе с классными руководителями с младшего возраста должны наблюдать развитие интересов ребенка, влиять на их формирование. Какие виды деятельности интересуют ребенка, каковы его творческие достижения, каковы профессиональные намерения - эти вопросы должны быть постоянно в поле зрения родителей. 

    Одна из важнейших Ваших задач – помочь ребенку сформировать реальное представление о себе, своих способностях, сильных сторонах своей личности и наиболее успешных сторонах своей деятельности. Причем эта вдумчивая, уважительная «обратная связь» должна быть дана Вами не в прямых оценках их способностей, умений и личностных свойств, а в поощрении их уникальности.

    Даже если Ваш сын или дочь не вполне справляется с чем-то, Вы имеете возможность обсудить эти сложности вместе. Важно дать понять, что, несмотря на эти неуспехи, Ваши чувства по отношению к сыну или дочери неизменны. Поддерживая и одобряя Вашего ребенка, Вы помогаете приобрести ему уверенность в себе. По образному выражению, это подобно прививке от неудачи и несчастья.

    * Не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям.

    * Разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь.

    * Помните, что каждое поколение и каждый ребенок имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать.

    * Элитность профессии не всегда хороша для ребенка.

    ____________________________________________________________

    Как стать группой поддержки своему ребенку?

    Удачный выбор профессии... Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы — всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования — как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профо-риентащюнной работы. Задача взрослеющего человека — сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

    Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?».Зачастую к профконсультанту обращаются родители учащихся 11-х классов или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях ее достижения раньше, чем это было принято делать 10—15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8—9 класса.

    При многих престижных московских вузах есть школы, учащиеся которых имеют возможность хорошо подготовиться к поступлению и сдавать экзамены на льготных основаниях. Уже несколько лет реализуются программы предоставления грантов для обучения в отечественных и зарубежных вузах. Самые популярные специальности включаются в программы такого количества учебных заведений, что среди этого многообразия можно найти свой путь. Главное — обладать информацией и принимать нужное решение вовремя. В Москве появляются профориентаци-онные службы нового поколения, которые совмещают психологическое консультирование с подбором учебного заведения и разработкой путей поступления. Обращение к профессионалам становится еще одним ресурсом для родителей, искренне желающих помочь своему ребенку.

    Помогая ребенку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.

    Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка

    1.  В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

    Профессионально успешная мама, известный врач, обратилась к психологу с просьбой помочь ее дочке Насте выбрать профессию. Мама сказала: «В свое время я настояла на том, чтобы старшая дочка пошла по моим стопам, сейчас понимаю, что излишне давила на нее в выборе. Не хочу, чтобы эта история повторилась». Настя, умная, развитая девочка, действительно нуждалась в поддержке психолога — ведь у нее так хорошо получалось столько разных вещей, а нужно было выбрать какое-то одно направление! Сомнений добавляло активное участие обоих родителей и старшей сестры, двух врачей и инженера-конструктора. Способности и склонности Насти нужно было соотнести со спросом на профессии — это позволило существенно сузить круг профессиональных намерений. Психолог предложил Настиным родным занять позицию наблюдателя за процессом формирования профессиональных намерений дочери. Настя по собственной инициативе подробно рассказывала семье о всех этапах работы с психологом. Она выполнила роль оптимизатора представлений родителей о профессии. Мама Насти по окончании работы отметила, что многое пересмотрела во взаимоотношениях с дочерью в целом

    2.  Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство... Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

    Так, 14-летняя Аля, обладающая значительной художественной одаренностью, хотела много зарабатывать и считала, что ей придется принести свои способности в жертву необходимости иметь деньги. Эта дилемма так мучила девочку, что она забросила учебу в художественной школе. Вместе с психологом и родителями Аля сумела разобраться в том, что для нее важнее и прийти к выводу: условием ее.материального успеха будет интересная работа.

    3.  Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, наТ торую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

    Родители Артема, заканчивающего 9-й класс престижной гимназии, обратились к психологу за советом, куда идти учиться их сыну. Восприимчивый, сообразительный подросток хорошо успевал по гуманитарным предметам, но завалил экзамен по алгебре и геометрии. Классный руководитель посоветовал родителям подыскать для Артема школу попроще. У родителей было два варианта: найти новую школу или все лето готовиться с сыном к переэкзаменовке. Специалисту пришлось потратить немало времени, чтобы расположить подавленного всем случившимся мальчика к выполнению специальных заданий для выявления способностей и причин школьных неудач Тестирование показало значительный разрыв между реальными математическими способностями подростка и тем, насколько они были представлены в школьном обучении. Выяснилось   что преподаватель выбирал неподходящие для Артема приемы отработки допущенных ошибок: шустрому мальчику предлагалось повторить однотипное задание несколько раз. Умений такая отработка не прибавляла, а вот ошибок и взаимного раздражения между учеником и учителем становилось день ото дня все больше. Родители очень удивились, когда узнали, что Артем обладает выраженными способностями к точным наукам Рекомендации по проработке математики позволили мальчику лучше подготовиться к экзамену, успешно учиться в старших классах. Этот случай существенно скорректировал профессиональный выбор Артема, который раньше и не обдумывал для себя профессии программиста, менеджера, экономиста.

    4.   Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот тишь краткий перечень таких трудностей:

    • сложности с трудоустройством;
    • длительное время профессиональной подготовки;
    • трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
    • сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);
    • профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

    Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

    Лиза обратилась за помощью к профконсультанту уже будучи студенткой 3-го курса факультета иностранных языков. «Куда я устроюсь через два года после окончания?» — спрашивала она, насмотревшись на трудности студентов выпускных курсов. Когда Лиза обдумывала свое будущее, факультет иностранных языков казался ей престижным местом учебы, с множеством возможностей для стажировки за рубежом. Отрицательные моменты такого образования не приходили тогда в голову — ведь главным было поступить в желанный вуз. Тем тяжелее было потом осознавать, что затраченные на поступление силы еще не гарантируют безболезненного трудоустройства. Лиза сумела наметить план своей карьеры: дополнительное образование в области делопроизводства, информационных технологий, поиск работы переводчиком в организацию, которая занималась бы распространением программных продуктов. Этот случай ясно показывает, что ближайшие цели: хорошо закончить школу, поступить в вуз, хорошо учиться в нем, нередко заслоняют от человека необходимость планировать на перспективу.

    5.   Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?*, «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня этото одно из первых условий при приеме на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», .Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?» Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов - это не-критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценитьоба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем - гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя

    Саша пришла к психологу из любопытства. «В моем гороскопе написано, что Весы должны быть актерами, переводчикам, так что я знаю, кем мне стать», - сказала девочка. Дальнейший разговор показал, что девочка прикрывает своим интересом к гороскопам, гаданиям нежелание планировать свою учебную работу, подготовку к поступлению в вуз. Специальные имитационные игры, в которых Саше вместе с другими подростками предложили построить воображаемую линию жизни, показали девочке, насколько многое в жизни зависит от нее самой Специальные занятия по развитию способностей укрепили уверенность Саши в собственных силах. Ситуация планирования своего будущего - хороший шанс начать задумываться о том, что можно изменить, а к чему стоит менять свое отношение.

    Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу - одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________

    Дорогие родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

    ___________________________________________________________________________________________________________________________

    Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

    • профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;
    • ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
    • сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;
    • выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
    • ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;
    • хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

    Сейчас дети разбираются в современных профессиях лучше, чем родители, потому что они не воспринимают труд сквозь призму советского понимания слова «работа». Старые критерии надежности или престижа уже не актуальны, ведь многим довелось побывать в ситуации, когда государство оказывалось в долгу перед труженниками, а частные фирмы, к которым многие относились с недоверием, исправно выплачивали сотрудникам зарплату. Так, и во многом другом: проходит время, смещаются акценты в понимании престижной работы. Поэтому чтобы говорить со своими детьми на одном языке и иметь возможность давать действительно компетентные советы, родители сами должны знать о тенденциях рынка труда.

    Для того чтобы обеспечить своему чаду безоблачное будущее, современным мамам и папам необходимо спрогнозировать, насколько та или иная сфера деятельности будет популярна в дальнейшем. Сможет ли выпускник устроиться на работу, не будет ли переизбытка специалистов данной профессии к тому моменту, когда ребенок окончит вуз?

    Ни для кого не секрет, что большинство людей трудятся не по профильной специальности. Особенно это касается таких сфер, как торговля, управление и реклама. Однако в области юриспруденции и права, экономики и бухгалтерии, информационных и телекоммуникационных технологий, медицины без специального образования не обойтись. Со временем профессионалы вытеснят самоучек, ведь любой руководитель отдаст предпочтение дипломированному специалисту, чем тому, кто не знает азов ремесла. Поэтому очень важно выбрать тот род деятельности, который ребенку по душе. Правда, бывает, что родители по какой-то причине (чаще всего это высокая стоимость обучения) не могут дать подростку узкоспециальное образование. Выход один — найти учебное заведение широкого профиля по тому же направлению. Если студент по окончании вуза пройдет дополнительную подготовку на семинаре или на курсах, шансы его будут равны, а при условии наличия опыта работы — выше, чем у специалиста с узкопрофильным дипломом.


                     

     

    213533, Могилёвская обл., г. Чериков, ул. Ленинская, д. 157, т/ф +375 (2243) 7 91 31, сайт: sch2.cherikov.edu.by, e-mail: sch2@cherikov.edu.by, Регистрационное свидетельство №7141303431 от 16 апреля 2013 г.

     

    Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. (Дистервег А.)