Вверх

РусскийРусскийБеларуская
Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздела

 


   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ

   Информационный часформа просветительской рабо­ты среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Информационные часы подразделяются на обзор­ные и тематические.

   Обзорный информационный час это краткий обзор основных полити­ческих, культурных и спортивных событий, произошедших за определен­ный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

   Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

  Этап подготовки предполагает выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предвари­тельно назначаются классным руководителем, куратором или выбирают­ся самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам класс­ный руководитель, куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их вни­мание на определенной проблеме. Классный руководитель (куратор) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллек­тивные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуаль­ных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа. Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный мате­риал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их вни­мание на основные критерии отбора информации: актуальность, объектив­ность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность.

   Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать

2) словари и справочники.

3) телевизионные передачи.

4) радиопередачи.

5) сеть Интернет.

   Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель, куратор учебной группы. Он сооб­щает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность об­суждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

   При проведении информационного часа важно не столько уделять вни­мание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  • задать вопросы выступающему;
  • дополнить сообщения новыми фактами, примерами;
  • обменяться мнениями;
  • сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

       После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

   Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

     Этап подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмот­ренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика инфор­мационного часа. В результате уже с первого момента подготовки инфор­мационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников. К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

     Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообще­ния по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии. Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом ин­формационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «кор­респондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тема­тический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале).

   Одна из разновидностей тематического информационного часа — "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и актив­ным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе мо­жет быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

  • правовой «ликбез»;
  • Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;
  • международный терроризм: где же выход?
  • альтернативная служба в армии: «за» и «против»;
  • экология: в поисках пути выживания и др.

    Целесообразно, чтобы круг участников тематического информацион­ного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько классов, групп, учителей-пред­метников, родителей, администрацию учебного заведения.

Формы проведения:

    «Информация +» —это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию нагляд­ного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с клас­сом, группой.

    «Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

  «Спрашивалиотвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

 «Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсужде­нием наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

   «Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной со­циальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфор­мационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также про­смотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи» и др.).

  «Политическая дискуссия» — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся . на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискус­сии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и об­стоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В резуль­тате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительно­сти и находить пути их решения.

   «Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной теле­передачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слу­шателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстра­ций и т. п.

  «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, полити­ки, экономики у нас в стране и за рубежом.

   «Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции -— «журналисты» и «фото­корреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

  «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме по­очередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и жур­налов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.

    Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами учащейся молодежи, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение воп­росов, обмен мнениями

Памятка

классному руководителю о критериях при постановке учащихся на учет в группу «риска»,  на внутришкольный

учёт (ВШУ), ИДН

 

  1. Систематическая неуспеваемость учащегося по всем или отдельным предметам.
  2. Регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе, школе, общественных местах, дома и т.д.
  3. Систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины, бродяжничество.
  4. Эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей, посторонних людей.
  5. Склонность учащегося к совершению правонарушений и преступлений.
  6. Учитывать состояние здоровья учащегося, неадекватную реакцию  поведения в обычных ситуациях. Обратить особое внимание на учащихся, имеющих отклонения в психике.
  7. При наличии сведений о принадлежности учащегося к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни.
  8. Неблагополучная обстановка в семье, уклонение родителей от воспитания, отсутствие контроля со стороны родителей за своим ребенком.

На основании данных, полученных в результате изучения личности школьника, классный руководитель делает заключение о целесообразности постановки подростка на внутришкольный контроль или учет в ИДН. Руководствуясь  при этом следующими критериями (см. памятку).

     При постановке учащегося на учет в ИДН или внутришкольный контроль классный руководитель оформляет следующие документы:

  1. Заявление председателю СП (Совет профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки учащегося на внутришкольный контроль или учет в ИДН.
  2. Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
  3. Характеристика учащегося.
  4. Отчет о проделанной профилактической работе  в отношении учащегося. На основании данных документов и собеседования с учащимся и его родителями СП  принимает решение по вопросу постановки учащегося на учет (ВШК, ИДН). В ИДН направляется письмо с просьбой о постановке учащегося на учет.

Памятка

классному руководителю о критериях при постановке учащихся на учет в группу «риска»,  на внутришкольный

учёт (ВШУ), ИДН

 

  1. Систематическая неуспеваемость учащегося по всем или отдельным предметам.
  2. Регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе, школе, общественных местах, дома и т.д.
  3. Систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины, бродяжничество.
  4. Эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей, посторонних людей.
  5. Склонность учащегося к совершению правонарушений и преступлений.
  6. Учитывать состояние здоровья учащегося, неадекватную реакцию  поведения в обычных ситуациях. Обратить особое внимание на учащихся, имеющих отклонения в психике.
  7. При наличии сведений о принадлежности учащегося к сомнительной компании сверстников или взрослых, ведущих антиобщественный, аморальный образ жизни.
  8. Неблагополучная обстановка в семье, уклонение родителей от воспитания, отсутствие контроля со стороны родителей за своим ребенком.

На основании данных, полученных в результате изучения личности школьника, классный руководитель делает заключение о целесообразности постановки подростка на внутришкольный контроль или учет в ИДН. Руководствуясь  при этом следующими критериями (см. памятку).

     При постановке учащегося на учет в ИДН или внутришкольный контроль классный руководитель оформляет следующие документы:

  1. Заявление председателю СП (Совет профилактики) с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности постановки учащегося на внутришкольный контроль или учет в ИДН.
  2. Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося.
  3. Характеристика учащегося.
  4. Отчет о проделанной профилактической работе  в отношении учащегося. На основании данных документов и собеседования с учащимся и его родителями СП  принимает решение по вопросу постановки учащегося на учет (ВШК, ИДН). В ИДН направляется письмо с просьбой о постановке учащегося на учет.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ШКОЛЕ

Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой такие проблемы, как нарушения дисциплины, низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к списку проблем добавляются Интернет - зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.

Основная цель воспитательно-профилактической работы в школе - содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Ведущие задачи воспитательно-профилактической работы должны быть направлены на формирование у учащихся умения ориентироваться в достаточно сложной (конфликтной) ситуации, развитие навыков саморегуляции, коммуникативной компетенции, навыков преодолевающего поведения.

Лучшая профилактика нарушений дисциплины - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания педагогическое воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание ребенка, подростка, молодого человека, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Традиционными мерами по профилактике нарушений дисциплины в школе являются:

1. Индивидуальная беседа с классным руководителем.

2. Посещение на дому.

3. Вызов родителей (для беседы с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, заместителем директора по ИВР, директором).

4. Профилактическая беседа с инспектором ИДН.

5. Консультация у психолога, социального педагога.

6. Письмо в комиссию по содействию семье и школе.

7. Вызов на совет профилактики.

8. Вызов на КДН, ИДН (в случаях серьезных нарушений дисциплины, правонарушений, преступлений).

В целях профилактики нарушений дисциплины в школе целесообразно использовать следующие методы и формы:

- методы диагностики мотиваций, ценностных ориентаций, интересов учащихся, их межличностных отношений (беседы, интервью, анкетирование, методики диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, ценностей и ценностных ориентаций, метод социометрии, наблюдение и др.);

- методы морально-правового просвещения учащихся (лекции, семинары, круглые столы, выступления специалистов (психологов, социальных педагогов, врачей, работников правоохранительных органов и др.), агитбригады, занятия в рамках объединений по интересам (правового клуба, кружков) и др.);

- методики организации самовоспитания (например, методика А.И. Кочетова - разработка и реализация программ самовоспитания, ведение дневника и т.д.);

- методы интерактивного взаимодействия;

- технологии коллективной творческой деятельности (КТД);

- организацию систематической работы органов самоуправления (участие всех учащихся в различных органах самоуправления (постоянно действующих и временных), в детских и молодежных общественных объединениях, коллективное принятие учащимися управленческих решений, в том числе и по вопросам нарушений дисциплины и порядка);

- коллективное создание учащимися моральных кодексов, законов, заповедей, норм и правил поведения, общения, отношений.

 

 

 

ПЛАН

ОБУЧАЮЩЕ-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

 

№ п/п

Тема

Основные аспекты содержания

Сопровождение

1.

Мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста

1.1.

Жилая зона

·         Провести экскурсию и изучить местность в непосредственной близости от учреждения дошкольного образования;

·         рассмотреть безопасные маршруты движения пешеходов в зоне жилой застройки;

·         объяснить значение световозвращающих элементов, необходимость их использования.

 

1.2.

Перекресток

·         Изучить перекресток на участке дороги в районе расположения учреждения дошкольного образования;

·         рассмотреть движение пешеходов по тротуарам и пешеходным переходам; движение транспортных средств по проезжей части;

·         провести сюжетно-ролевую игру «Мы участники дорожного движения».

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

1.3.

Пешеходный переход

·         Изучить месторасположение пешеходного перехода на близлежащей дороге к учреждения дошкольного образования;

·         рассмотреть дорожный знак «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2), разметку, светофор, применяемые для регулирования движения пешеходов на пешеходном переходе;

·         провести подвижную игру «Путешествия маленьких пешеходов» с применением макетов дорожных знаков: «Впереди пешеходный переход» (1.20), «Дети» (1.21), «Движение пешеходов запрещено» (3.10), «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2).

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

1.4.

Пешеходный светофор

·         Объяснить предназначение  пешеходных светофоров;

·         закрепить знания детей о значении сигналов пешеходного светофора (аппликация «Пешеходный светофор» с использованием заранее подготовленных шаблонов).

Видеофильм

1.5.

Дорожная разметка для пешеходов

·         Объяснить предназначение дорожной разметки;

·         рассмотреть дорожную разметку, используемую для обозначения пешеходных переходов;

·         провести мини-конкурс рисунков по теме «Пешеходный переход» (дорожный знак «Пешеходный переход», пешеходный светофор, необходимая дорожная разметка).

Видеофильм

1.6.

Транспортные средства

·         Закрепить знания детей о легковых и грузовых автомобилях;

·         рассказать о работе водителя, его роли в безопасности дорожного движения;

·         провести сюжетно-ролевую игру «Мы – участники дорожного движения», где дети выступают в ролях водителей и пассажиров.

Видеофильм

1.7.

Правила поведения в общественном транспорте

·         Закрепить знания детей о транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров (автобус, троллейбус, трамвай);

·         рассказать о правилах безопасного и культурного поведения пассажиров в общественном транспорте;

·         провести сюжетно-ролевую игру «Я – пассажир».

Видеофильм

1.8.

Правила поведения при движении в легковом автомобиле

·         Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в легковом автомобиле;

·         рассказать о правилах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле;

·         провести занятие по лепке из пластилина «Мой безопасный автомобиль».

Видеофильм

1.9.

Самостоятельные игры во дворе (жилой зоне)

·         Провести экскурсию и изучить места для безопасной игры во дворе (жилой зоне);

·         Объяснить причины недопустимости игры во дворе вне игровых площадок;

·         провести игру на самостоятельный выбор детьми безопасного места для игры с игрушками, мячом, скакалкой и т.д.

 

1.10.

Игры во дворе (жилой зоне), парке с использованием детских транспортных средств

·         Объяснить правила безопасного поведения при движении на электромобиле, педальной машинке, самокате, велосипеде и т.д.;

·         конструировать из песка мини-трассы для передвижения различных видов транспорта.

 

Видеофильм

2.

Занятия с учащимися I-II классов учреждений общего среднего образования

2.1.

Жилая зона

·         Провести экскурсию и изучить двор (жилую зону), в котором размещено учреждение общего среднего образования;

·         продумать безопасные маршруты движения учащихся «Дом → школа», «Школа → дом».

 

2.2.

Дорога

·         Изучить интенсивность движения на участке дороги в районе расположения учреждения общего среднего образования;

·         объяснить понятия «проезжая часть», «тротуар» и рассмотреть, как пешеходы движутся по тротуарам и пешеходным переходам; как движутся транспортные средства по проезжей части;

·         провести ролевую игру «Мы участники дорожного движения».

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.3.

Стань заметней в темноте!

·         Чтение тематической сказки (рассказа);

·         объяснить предназначение световозвращающих элементов;

·         показать правила крепления световозвращающих элементов к одежде, рюкзаку и т.д.

Видеофильм

2.4.

Пешеходный переход

·         Изучить месторасположение пешеходных переходов на дороге близлежащей к учреждению образования;

·         объяснить значение дорожных знаков: «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2), «Подземный пешеходный переход» (5.17.1, 5.17.2), «Надземный пешеходный переход» (5.17.3, 5.17.4);  пешеходного светофора, разметки, применяемых для регулирования движения пешеходов на пешеходном переходе;

·         провести игру с применением пазлов всех вышеназванных знаков.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

·         Объяснить нормы безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств;

·         объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части дороги;

·         провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них).

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.6.

Правила поведения в общественном транспорте

·         Рассказать о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте;

·         провести ролевую игру «Я – пассажир».

Видеофильм

2.7.

Значение дорожных знаков с изображением контура человека (детей)

·         Закрепить знания детей предназначения дорожных знаков: «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2), «Подземный пешеходный переход» (5.17.1, 5.17.2), «Надземный пешеходный переход» (5.17.3, 5.17.4);

·         объяснить предназначение дорожных знаков: «Впереди пешеходный переход» (1.20), «Дети» (1.21), «Движение пешеходов запрещено» (3.10);

·         провести игру «Выбери дорожный знак».

Мультимедийная презентация

2.8.

Дорога – не место для игр

·         Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок;

·         назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.;

·         провести игру «Выбери место для игры».

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

2.9.

Движение во дворе (жилой зоне) на самокатах, велосипедах

·         Объяснить нормы безопасного поведения при движении на самокате, велосипеде;

·         рассказать о выборе места и самостоятельном обустройстве трассы для фигурного катания.

Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями.

Видеофильм

2.10.

Да здравствуют каникулы!

·         Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на  дороге вне населенного пункта;

·         рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;

·         повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток.

Видеофильм

3.

Занятия с учащимися III-IV классов учреждений общего среднего образования

3.1.

Безопасные маршруты

·         Повторить месторасположение пешеходных переходов, расположенных вблизи учреждения общего среднего образования;

·         продумать безопасные маршруты движения учащихся в учреждения общего среднего образования, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок;

·         провести игру «Выбираем безопасный маршрут».

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.2.

Правила поведения в общественном транспорте

·         Рассказать о нормах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте и на его остановках;

·         провести ролевую игру «Я – пассажир».

Видеофильм

3.3.

Стань заметней в темноте

·         Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов;

·         провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

3.4.

Зимние забавы

·         Тематический рисунок «Моя любимая зимняя игра»;

·         на основе анализа рисунков, объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками;

·         показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, спринтах.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

·         Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;

·         провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них).

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.6.

Опасности дороги

·         Объяснить, с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора;

·         показать правила перехода проезжей части при движении по сигналам регулировщика;

·         моделирование ситуаций движения пешеходов по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.7.

Дорога – не место для игр

·         Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок;

·         назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.;

·         провести игру «Выбери место для игры».

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

3.8.

Движение во дворе (жилой зоне) на роликовых коньках, самокатах, велосипедах

·         Объяснить нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, самокате, велосипеде;

·         Рассказать о выборе места и способах самостоятельного обустройства трасс для фигурного катания.

Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями.

Видеофильм

3.9.

Юный инспектор движения – звучит гордо! (рекламная акция)

·         Рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения;

·         привести примеры практического применения знаний и умений, полученных юным инспектором в процессе обучения;

·         рассказать о проводимых конкурсах и соревнованиях отрядов ЮИД.

Видеофильм

3.10.

Да здравствуют каникулы!

·         Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на  дороге вне населенного пункта;

·         рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;

·         повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток.

Видеофильм

4.

Занятия с учащимися V-VI классов учреждений общего среднего образования

4.1.

Участник дорожного движения - звучит гордо!

·         Познакомить с историей создания Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения;

·         повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения учащихся в, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок;

·         обратить особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах;

·         рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями

4.2.

Развитие умения предотвратить опасность

·         Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения;

·         провести тест «Внимательный участник дорожного движения».

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

4.3.

Стань заметней в темноте

·         Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов;

·         провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

4.4.

Зимние забавы

·         Объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками;

·         показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, сноубордах.

Видеофильм

4.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

·         Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;

·         рассмотреть ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.6.

Места повышенной опасности дороги

·         Повторить с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора, правила перехода проезжей части по сигналам регулировщика;

·         показать места повышенной опасности на дорогах, расположенных близи учреждения общего среднего образования;

·         выполнить задания по проверке уровня внимания и зрительной памяти.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.7.

Я – пассажир

·         Закрепить знание норм безопасного поведения в общественном транспорте и на его остановочных площадках;

·         повторить нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности.

Видеофильм

4.8.

Я – велосипедист

·         Объяснить правила движения велосипедистов в населенном пункте и за его пределами;

·         рассказать об обозначении велосипеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости;

·         обратить внимание на возраст велосипедиста, необходимый для разрешения движения по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица;

·         показать разрешенные места для катания на велосипеде вблизи учреждения общего среднего образования.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

4.9.

Я – путешественник

·         Повторить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила движения на велосипеде, правила поведения на дороге вне населенного пункта;

·         объяснить правила движения пешеходов на железнодорожных переездах.

Видеофильм

4.10.

Да здравствуют каникулы!

·         Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;

·         повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов,  важность обозначения велосипеда в темное время суток.

Видеофильм

5.

Занятия с учащимися VII-VIII классов учреждений общего среднего образования

5.1.

Уважаешь себя – уважай других!

·         Познакомить с историей создания автомобиля, Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения;

·         повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения пешеходов;

·         объяснить последствия нарушений подростками Правил дорожного движения.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала

5.2.

Развитие умения предотвратить опасность

·         Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения;

·         провести тест «Внимательный участник дорожного движения».

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

5.3.

Стань заметней в темноте

·         Закрепить знания подростков о предназначении световозвращающих элементов;

·         провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар).

Видеофильм

5.4.

Дорожно-транспортное происшествие

·         Объяснить термин «дорожно-транспортное происшествие», причины происхождения и ответственность за совершение;

·         рассказать о действиях, если подросток стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия;

·         моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи.

Видеофильм

5.5.

Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде

·         Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги;

·         рассмотреть различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

5.6.

Сигналы регулировщика для пешеходов

·         Объяснить предназначение сигналов регулировщика;

·         провести тренинг по закреплению действий пешеходов при движении по сигналам регулировщика.

 

5.7.

Юный водитель

·         Объяснить правила движения на велосипедах, мопедах в населенном пункте и за его пределами;

·         рассказать об обозначении велосипеда, мопеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости;

·         обратить особое внимание на возраст водителя велосипедиста, мопеда, при котором разрешено движение по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица;

·         показать разрешенные места для катания на велосипеде, мопеде вблизи учреждения общего среднего образования.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

5.8.

Сигналы регулировщика для водителей велосипедов, мопедов

·         Повторить значение сигналов регулировщика;

·         провести тренинг по закреплению действий пешеходов, водителей велосипедов, мопедов при движении по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация

5.9.

Путешествуем без опасностей!

·         Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте, правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне, правила поведения на дороге вне населенного пункта;

·         объяснить нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах.

Видеофильм

5.10.

Да здравствуют каникулы!

·         Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности;

·         повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов, важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток.

Видеофильм

6.

Занятия с учащимися IX-XI классов учреждений общего среднего образования

6.1.

Уважаешь себя – уважай других!

·         Объяснить: необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения, последствия нарушений Правил дорожного движения.

Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала

6.2.

Развитие умения предотвратить опасность

·         Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения, тестирование.

Тест «Внимательный участник дорожного движения»

6.3

Стань заметней в темноте

·         Закрепить знания молодежи о предназначении световозвращающих элементов.

Видеофильм

6.4.

Дорожно-транспортное происшествие

·         Объяснить причины происхождения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения;

·         рассказать о действиях свидетеля дорожно-транспортного происшествия;

·         моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи.

Видеофильм

6.5.

Государственная автомобильная инспекция

·         Рассказать историю становления ГАИ, её функции и задачи.

Мультимедийная презентация на основе местного материала

6.6.

Основы теории движения автомобиля

·         Рассказать об осветительных приборах, скоростном режиме движения, остановочном пути автомобиля.

Мультимедийная презентация

6.7.

Все о мотоциклах и скутерах

·         Объяснить особенности управления, порядок получения права управления, административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Видеофильм

6.8.

Сигналы регулировщика

·         Повторить значение сигналов регулировщика, провести тренинг по закреплению действий при движении по сигналам регулировщика.

Мультимедийная презентация

6.9.

Путешествуем без опасностей!

·         Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте и вне его самостоятельно и в колонне; правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне; нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах.

Видеофильм

6.10.

Да здравствуют каникулы!

·         Повторить необходимость применения пешеходом световозвращающих элементов; важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток; нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности.

Видеофильм

 

Примечание.

Основная цель мероприятий - формирование общественного сознания о недопустимости нарушений Правил дорожного движения, устойчивого негативного отношения участников дорожного движения ко всем проявлениям пренебрежительного отношения к действующим в сфере дорожного движения правилам и нормам, формирование убеждения в личной ответственности за за безопасность на дороге.

Периодичность проведения обучающе-воспитательных и  воспитательно-профилактических мероприятий:

- первая неделя каждого месяца в учреждениях дошкольного образования (занятия с детьми проводят педагоги учреждений дошкольного образования в присутствии сотрудников ГАИ);

- вторая неделя каждого месяца в учреждениях общего среднего образования (занятия с учащимися проводят педагоги учреждений общего среднего образования с предоставлением им тематических материалов сотрудниками ГАИ и с их участием, либо сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних). В период каникул занятия проводятся в школьных и оздоровительных лагерях.

 


                 

 

тел. 8 02 (243) 7 91 31, e-mail:  sch2@cherikov.edu.by

 

Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. (Генри Питер Брум)