Вверх

РусскийБеларускаяБеларуская

 

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Чериковского райисполкома

Государственное учреждение образования
"Средняя школа №2 г. Черикова"

Booked
+17
°
C
+18°
+12°
Чериков
Четверг, 22
Прогноз на неделю

Меню раздзелу

  • Галоўная
  • Адно акно
  • Аб установе
  • Навучэнцам
  • Бацькам
  • Настаўніцкая
  • БРПА
  • Сэрвісы
  • Вясновыя канікулы - 2024
  • Районные ресурсные центры по подготовке учащихся к олимпиадам (РРЦ)
  • #Мая_Зямля_Прыдняпроўе
  • Школа актыўнага грамадзяніна
  • Патрыет.by
  • New
  • "Памяць і боль беларускай зямлі"
  • Гісторыя, традыцыі, дасягненні ўстановы адукацыі
  • "Я патрыёт сваёй краіны"
  • РАЧС інфармуе
  • Школьная форма
  • Нацыянальнае даследаванне якасці адукацыі (МІКО)
  • Сітуацыйная дапамога інвалідам
  • "Музей хлеба"
  • Віртуальны цэнтр рэалізацыі МУР
  • 80-годдзе вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў і перамогі савецкага народа ў Вялікай Айчыннай вайне
  • 2024 Год якасцi
  •  

    Меню раздзелу

     


     

    Ребёнок и суицид

    Подростковый суицид
    Раньше бытовало мнение, что человек покончивший с собой, психически не здоров. Любой, кто пытался себя убить либо пожизненно ставился на учет к психиатру, либо посмертно считался ненормальным. Сегодня размышления о смерти воспринимаются не как отсутствие, а, скорее, как переизбыток ума.

    Суицид бывает двух видов — истинный и ложный. Истинный суицид — это всегда обдуманное решение, хотя иногда самоубийство и выглядит спонтанным. Самому факту суицида всегда предшествуют депрессия, угнетенное состояние и суицидальные мысли. Человек уходит из жизни, стараясь избавиться от душевной боли, но перед этим он пытается найти альтернативные пути, ищет поддержки у близких людей, которые порой просто не замечают, что с подростком что-то происходит, из-за собственной невнимательности или даже черствости.

    Молодые люди довольно часто склонны искать смысл жизни. В силу своего юношеского максимализма, который выражается в принципе «хочу все и сразу!», многие подростки не могут справиться с внутренней пустотой. Даже самоубийства из-за любви не являются простым взрывом гормонов. У подростков сильно выражена потребность быть нужными хоть кому-нибудь. Если подростка не понимают в семье, он не находит общий язык с близкими, а еще и не может добиться взаимности у объекта своей любви, то ему кажется, что он в этом мире совсем никому не нужен. А какой тогда смысл жить дальше?

    Ложный суицид выбирают те, для кого самоубийство неприемлемо, но и жить дальше они не хотят. Такие подростки не перерезают себе вены и не прыгают с крыши. Они выбирают для себя суицидальное поведение, которое рано или поздно приводит их как бы к случайной гибели. Суицидальным поведением можно назвать и быструю езду на автомобиле, и стремление попасть на войну в «горячую точку», и наркоманию. Что касается детей, то у них такое поведение может проявляться в опасных играх.

    Кажется, что потеря смысла жизни у каждого человека происходит по-своему, ведь у всех понятие об этом совершенно разное, поэтому и причины для самоубийства у каждого свои. Но если попытаться обобщить причины подросткового суицида, то все опять сводится к родительскому воспитанию. Ничто не может заменить ребенку родительскую поддержку, внимание и добрый совет. Только близкий взрослый человек может помочь подростку обрести смысл жизни, указать цель, к которой нужно стремиться.

    Человек сталкивается с различными возрастными кризисами. Это неизбежно.

    Кризис 3 лет у детей

    Кризис 7 лет у детей

    Кризис переходного возраста у детей. Подростки

    Рано или поздно любой подросток столкнется с жизненными трудностями, от которых ему не удастся убежать, которые придется преодолеть. Подросток должен осознать, что за этими трудностями последует развитие его личности. Это надо принять как факт. В любой жизненной ситуации нужно уметь видеть возможность для дальнейшего развития, путь вперед а не в темноту.

    Есть точка зрения, что истинный суицид вызывается конкретными объективными причинами и присущ в основном взрослым людям, а ложный суицид — это имитация, шантаж, который практикуют подростки от безделья или нехватки внимания. Есть хорошее высказывание на этот счет каждый истинный суицид — критическая демонстрация человеком собственного отчаяния, а каждый демонстративный (ложный) — потенциальный истинный. Подростковый суицид на самом деле явление гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд.

    Конечно, демонстративный суицид свойствен в основном подросткам. В некоторых молодежных субкультурах отметины на теле, оставленные неудачной попыткой самоубийства, воспринимаются как знаки отличия и высоко почитаются. Но зачастую за этим стоит не просто попытка эпатировать взрослых, но и более глубокий смысл, например, побороть в себе страх смерти. Надо отметить, что сам факт свершившегося самоубийства среди представителей таких субкультур в общем числе подростковых суицидов не так велик.

    Очень часто подростки проявляют суицидальное поведение, подражая другим, например, кумирам. Факт: каждый раз после гибели какого-нибудь известного молодежного кумира начинается суицидальная волна среди его фанатов, причем подростки стараются копировать и способ ухода из жизни.

    Согласно данным статистики, самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. Попытки заканчиваются смертью, когда подростку трудно выйти за рамки реальности, когда он не видит иного выхода в связи с отсутствием жизненного опыта. Большинство погибших подростков были абсолютно нормальными, психически здоровыми людьми. Любого из них можно было спасти, достаточно было просто вовремя обратить на них внимание и помочь преодолеть возникшие трудности.

    Рассмотрим некоторые признаки, по которым можно определить, что подросток собирается свести счеты с жизнью.

    1. Подросток, собирающийся совершить самоубийство, делится своими переживаниями хотя бы с одним человеком. Иногда информация может подаваться в завуалированной форме, чаще — как прямое предупреждение о самоубийстве, но кто-то из близкого окружения подростка, несомненно, об этом знает.

    2. Меняется отношение подростка к учебному процессу. Его перестает волновать успеваемость, он начинает часто прогуливать уроки в школе.

    3. Интересы, увлечения, которые раньше радовали подростка, теряют для него интерес. Он замыкается в себе, реже общается с друзьями.

    4. Он прекращает думать и говорить о будущем. Его не волнуют вопросы, связанные с проведением каникул или поступлением в вуз.

    5. У подростка пропадает интерес к собственной внешности. Он перестает следить за собственной гигиеной, умываться, причесываться. Девочки могут резко изменить стиль внешности, например, внезапно отрезать длинные волосы, которыми раньше так гордились.

    6. Появляется интерес к музыке, кино или книгам, в которых затрагиваются вопросы смерти.

    На эти признаки родителям стоит обратить внимание, ведь изменение поведения всегда является сигналом о том, что с ребенком или подростком что-то происходит.

     

    Мотивы

    Почему???

    Это самый распространенный вопрос, который задают родители и друзья погибшего от суицида подростка. Зачем он это сделал? Что его толкнуло на этот страшный поступок? Действительно, почему молодые люди, у которых, казалось бы, вся жизнь впереди, собственноручно лишают себя жизни? Существует целый ряд причин, которые мотивируют подростков перерезать себе вены, пить лекарство смертельными дозами, вешаться, топиться, сбрасываться с крыши высотного дома. Конечно, каждый случай суицида индивидуален, поэтому выстроить какую-то классификацию не представляется возможным, но выделить общие тенденции, присущие именно подростковым самоубийствам, все-таки можно. И, нужно отметить, мотивы, по которым дети и подростки уходят из жизни, существенно отличаются от мотивов взрослых людей.

    Любовь. Романтическую историю юных Ромео и Джульетты, описанную Шекспиром, знают все. Молодые люди, принадлежавшие двум враждующим родам, полюбили друг друга, но на пути их любви встретилось слишком много препятствий, поэтому они, не выдержав разлуки, убили себя. Шекспир, сочиняя эту пьесу, наверное, не догадывался, что в далеком будущем его история станет примером для подражания для многих влюбленных подростков. В нашей стране огромное количество случаев, когда юноши и девушки, разочаровавшись в первой любви, лишают себя жизни. Чаще всего самоубийство театрально обыгрывается, тщательно и долго планируется, в него вкладывается огромный смысл, оно задумывается как послание возлюбленному. Такие самоубийства обычно сопровождаются душещипательной предсмертной запиской, обращенной к объекту любви. Особо заботит влюбленных подростков то, как будет выглядеть их тело после смерти. Им важно остаться юными и красивыми, даже лежа в гробу. Способы самоубийства при таком мотиве часто копируются из трагических фильмов о любви. Самыми распространенными способами лишения себя жизни у влюбленных подростков является отравление ядом или лекарственными препаратами и перерезание вен.

    По мнению японского психолога Ямамото Тэйя, число суицидов, совершаемых по этой причине, в возрасте до 16 лет составляет 36,6% у мальчиков и 42,2% — у девочек. К 25 годам число самоубийств, совершенных по причине неразделенной любви, резко снижается. Нередко подростки совершают самоубийство по причине любви, если их возлюбленный погибает. Отличающиеся повышенной эмоциональностью и возбудимостью, молодые люди не в состоянии справится с утратой, поэтому принимают решение добровольно расстаться с жизнью и воссоединиться на «небесах» с любимым человеком.

    Родители. Ценность родительского внимания и заботы утрачивается с возрастом, поэтому конфликты с родителями как причина суицида характерны в большей степени для детей, чем для подростков.

    Как правило, самоубийства, основанные на мотиве ссоры с родителями, являются случайными. Ребенок на самом деле не хочет умирать, в большинстве случаев просто не понимает, что делает. Решив напугать родителей, чтобы обратить на себя их внимание, ребенок не рассчитывает наносимого вреда и в результате погибает. Очень часто такие случаи провоцируются появлением в семье второго ребенка. Ревность к родителям, необходимость помогать в уходе за новым членом семьи воспринимаются детьми как лишение собственного детства. Известны случаи в истории, когда из-за этого лишали себя жизни даже пятилетние дети. При такой мотивации самоубийства психологическую работу нужно проводить прежде всего с родителями, ведь поведение детей является зеркальным отражением поведения их отцов и матерей.

    Учеба. Неуспеваемость и сложности в учебном процессе довольно часто провоцируют детей и подростков на самоубийство. Наиболее часто по этой причине лишают себя жизни студенты, обучающиеся точным и техническим наукам. Специалисты связывают этот факт с тем, что подобные профессии выбирают для себя замкнутые, необщительные дети, такие, которых называют «ботаниками». Такие подростки, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, что выделяет среди сверстников и делает их изгоями. Некоторые замыкаются в себе, многие попадают под зависимость от Интернета, находят себя в сетевых играх и на форумах. Те же подростки, у которых неразвиты компенсаторные механизмы, очень часто пытаются лишить себя жизни.

     

    Мода и подражание. Как это ни дико звучит, но в подростковой среде групповые самоубийства вошли в моду. Особенно ярко тенденция прослеживается в японской культуре. Это объяснимо. Долгое время лишение себя жизни самураем считалось героическим и мужественным поступком. В последнее время молодые люди встречаются на форумах, посвященных суициду, в сети Интернет, обсуждают эту тему и договариваются в определенное время определенным образом лишить себя жизни. После этого средства массовой информации сообщают о странной серии произошедших самоубийств, унесших жизни нескольких подростков в одно и то же время в разных точках страны. Подобные инциденты были отмечены во многих европейских странах.

    Вообще, культура современной молодежи способствует развитию смертельной моды. Молодежь зачитывается книгами, смотрит фильмы и передачи, посвященные теме смерти. Часто самоубийства у подростков происходят на почве подражания вымышленным литературным героям или реальным кумирам, которые совершили суицид. Известные личности, лишившие себя жизни по не известным для общества причинам, возводятся молодым поколением в ранг непризнанных гениев, которым подростки стремятся подражать во всем, даже в смерти.

    Одиночество. Чувство одиночества, испытываемое подростком, довольно часто приводит его к решению о самоубийстве. Причины одиночества следует искать в ранимой психике не уверенных в себе подростков. Они могут чувствовать себя одинокими, даже находясь в толпе. Они не физически одиноки. они чувствуют себя таковыми. Сначала им кажется, что никто их не может понять, никто не разделяет их идеи, мысли и чувства, потом они начинают думать, что это с ними что-то не так. Часто чувство одиночества у подростков усугубляется, если их не принимают в молодежную компанию, объединяющуюся по какому-либо признаку. Подросток, которого отвергли сверстники, начинает чувствовать себя изгоем, становится объектом для насмешек, что способно спровоцировать желание уйти из жизни.

     

    Психологические заболевания и расстройства личности. Еще совсем недавно всех людей, которые пытались покончить жизнь самоубийством, считали ненормальными, психически больными людьми. Конечно, это утверждение неправильное, потому что большинство людей, погибших от суицида, были абсолютно нормальными и здоровыми. Но тем не менее расстройства психики могут стать причиной самоубийства. Наиболее часто люди лишают себя жизни под воздействием накатившей депрессии. Бывают случаи самоубийства также на фоне неврозов. Как правило, суициды на фоне психических заболеваний носят истинный характер.

     

    Другие причины.

    В этой группе мотивов подростковых самоубийств мы рассмотрим причины, которые не являются распространенными, но встречаются в подростковой среде.

    Юбилейные самоубийства. Склонность к театральности иногда толкает группу подростков на массовое самоубийство. приуроченное к какой-то дате. Этот мотив можно было бы отнести к подражательным самоубийствам, но здесь есть существенное различие — момент смерти во времени. Важным является точность, иногда вплоть до минуты. Юбилейные суициды могут приурочиваться, например, к годовщине смерти какого-нибудь кумира. Так, в Америке самоубийство Курта Кобейна вызвало целый ряд юбилейных самоубийств среди подростков — фанатов его творчества. Подростки лишали себя жизни различными способами, но именно в дату его смерти, указывая эту причину в предсмертной записке.

     

    Самоубийства-убийства. Бывают случаи, когда отчаявшийся и забитый подросток, доведенный до крайней точки, лишая себя жизни, забирает с собой еще и своих обидчиков.

     

    Самоубийства, связанные с физической неполноценностью или неизлечимыми болезнями. Как правило, подростки очень болезненно и критически относятся к собственной внешности и к внешности других людей. Очень часто можно наблюдать картину, когда подростки издеваются и насмехаются над людьми, имеющими врожденные уродства или приобретенные увечья. Причем многие родители поощряют негативное отношение своих детей к неполноценным людям, запрещая с ними общаться. Многие подростки не могут найти в себе силы и вынести постоянные издевки и насмешки со стороны сверстников, поэтому предпочитают добровольно расстаться с жизнью.

    Самоубийства, связанные с недовольством собой. Особенно этот мотив распространен у девочек, которые подвластны стереотипам. Еще в раннем детстве они мечтают иметь внешность, как у модели или какой-нибудь известной певицы или актрисы, но когда при взрослении у нее формируется несколько другие формы, для них это становится катастрофой. Наиболее распространенный тип внешности, к которому в раннем возрасте стремятся практически все девочки, — это тип куклы Барби и др.: пышный бюст, длинные ноги, осиная талия. Отклонение от эталона довольно часто толкает девочек на суицид.

     

    Самоубийства, связанные с религиозным сектантством. Подростки в своем возрасте озадачены поиском смысла жизни. Иногда случается, что находят они его в религиозных сектах. Не будем сейчас углубляться в тему того, какое влияние могут оказать подобные организации на наивного подростка. Это и так всем известно. Но факт остается фактом. Существует множество примеров, когда руководители секты своими идеями доводили массы людей до суицида.

    Надо помнить о том, что каждый человек индивидуален, поэтому подвести его к решению покончить с собой может все что угодно. Перечисленные мотивы суицида могут выступать в реальной жизни в различных комбинациях или в менее выраженных формах. Родители подростков должны помнить, что есть много негативных мыслей, которые, накапливаясь в мыслях, могут подвести их ребенка к краю пропасти.

    Суицидальные мысли

    По статистике, самоубийства происходят в два раза чаще, чем убийства. Смерть от суицида занимает третье место среди причин смерти подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Как показывают исследования, только одна из сорока попыток покончить с собой заканчивается летальным исходом. Причем представительницы женского пола гораздо чаще совершают попытки суицида, но мужчины в четыре раза чаще доводят дело до конца.

    У многих людей время от времени рождаются в голове мысли покончить с собой. Эти мысли не так опасны, как обдумывание и планирование самоубийства. Риск, что человек решится на суицид, резко возрастает, если суицидальные мысли становятся частыми и навязчивыми, если человек начинает разрабатывать реальный план того, как свести счеты с жизнью.

    Многие из тех людей, которые совершают попытки суицида, на самом деле не хотят умирать. Их целью является решение навалившихся проблем или избавление от сильной боли. Если человек чувствует безнадежность ситуации, то он начинает верить в то, что никто и ничто уже не сможет ему помочь, даже если проблема не так сложна, как ему кажется. Человек, чувствующий свою бесполезность, начинает постоянно думать о своих неудачах, и это его сильно гнетет.

    Специалисты выделяют ряд факторов, которые являются провоцирующими для появления суицидальных мыслей:

    1. Сам человек или кто-то из его близких в прошлом уже совершали попытки суицида.

    2. В семье человека были случаи суицида, закончившиеся смертью близкого родственника.

    3. Человек склонен к депрессиям, часто испытывает чувство тревоги или страдает каким-либо психическим заболеванием.

    4. Человек злоупотребляет алкоголем или страдает наркотической зависимостью.

    У детей и подростков склонность к суициду может проявляться особым интересом к теме смерти и внезапным разрывом отношений с друзьями.

    Если человек в разговоре затрагивает темы смерти, высказывает желание уйти из жизни, не стоит оставлять эти слова без внимания, даже если они были сказаны как бы в шутку. С особой серьезностью следует относиться к неудавшимся попыткам суицида, даже если они не нанесли особого вреда здоровью человека. Если вы подозреваете, что человек думает о том, чтобы лишить себя жизни, не бойтесь поговорить с ним откровенно. Сами по себе суицидальные мысли не так страшны. Если человек думает и говорит о самоубийстве, это не означает, что он планирует его совершить. Откровенный разговор может помочь вам понять, в каком состоянии пребывает человек, что его тревожит. Возможно, вам удастся вовремя помочь ему.

    Многие люди, у которых рождаются мысли о суициде, не ищут посторонней помощи, так как не верят в то, что кто-то в состоянии им помочь. Но на самом деле это не так. Часто люди начинают думать о суициде, когда страдают каким-либо серьезным физическим заболеванием, которое вполне можно вылечить. Суицидальные мысли посещают людей, подверженных депрессиям или страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Но и эти недуги излечимы. Они не стоят того, чтобы лишать себя жизни. Если у человека появились мысли о суициде, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам, так как врач в состоянии помочь человеку избавиться от подобных мыслей.

    Суицидальные мысли могут найти реальный выход, если человек начинает конкретно планировать самоубийство: выбирает орудие убийства, определяет место и время. Человек решается на суицид, когда осознает для себя, что других способов справиться с проблемой у него нет. Но, скорее всего, он их просто не видит. Если вы заметили, что человек думает о суициде, поговорите с ним. Возможно, свежий взгляд на проблему, поддержка и помощь помогут человеку избавиться от опасных мыслей и выбрать для себя продолжение жизни.

    Суицидальное поведение

    Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации человека в условиях конфликта. Можно выделить ситуационные и личностные факторы, провоцирующие у человека суицидальное поведение.

    К ситуационным факторам относятся.

    1. Прогрессирующее заболевание, не поддающееся лечению. Причем фактор прогрессирования болезни более значим для риска возникновения суицидального поведения, чем сама тяжесть заболевания.

    2. Экономические трудности, ведущие к материальным проблемам, связанным с едой, одеждой, жильем. Люди, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, начинают чувствовать себя неудачниками.

    3. Смерть близкого человека. Если в семье случается беда, унесшая жизнь родного человека, то рушится привычный стереотип семейной жизни. Человек тяжело переживает утрату, в течение долгого времени отрицает возникшую реальность. Затяжное горе может сопровождаться соматическими расстройствами. Человек испытывает невыносимые душевные страдания, а суицид представляется как способ избавления от этой боли либо возможность воссоединиться с любимым человеком.

    4. Конфликты в семье или развод родителей. Согласно исследованиям, многие подростки, покончившие с собой, воспитывались в неполных семьях.

    К личностным факторам можно отнести комплекс неполноценности человека, шизоидный тип характера.

    Кроме этих факторов, можно выделить общие особенности, присущие суицидальному поведению.

    1. Фиксированность позиции. Человек не может изменить ситуации, не имеет возможности манипулировать ее элементами в пространстве и времени.

    2. Вовлеченность. Человек смотрит на проблему изнутри, не может отстраниться от нее, помещая себя в точку приложения угрожающих сил.

    3. Сужение сферы позиции личности по отношению к сфере конфликтной ситуации. Человек ограничивает представления о собственных возможностях, изолирует себя от окружающих, оставаясь наедине со своими проблемами.

    4. Замкнутость позиции. Человек занимает по отношению к обществу позицию конфронтации, которая свидетельствует об отчуждении личности.

    5. Пассивность позиции. Человек настолько поглощается своей проблемой, что не может конструктивно действовать в направлении ее решения. Все возможные варианты, основанные на опыте и знаниях, обесцениваются и отвергаются.

    Главным компонентом суицидального поведения выступает сужение когнитивной сферы личности, когда человек замыкается на определенном предмете, человеке или проблеме. Суицидальное поведение может быть вызвано обострением этой проблемы или взаимоотношений с этим человеком, либо утратой значимого для человека предмета или человека. В этих случаях в душе человека образуется пустота, которую он не может в данный момент ничем другим заполнить. В результате эта пустота его поглощает.

    Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки и сам факт суицида. Подростковое суицидальное поведение имеет несколько особенностей, отличающих его от суицидального поведения взрослого человека. Исследования показывают, что проявление суицидального поведения возрастает в возрасте 14-15 лет и достигает пиковой точки в 16-19 лет.

    Одной из основных причин суицидального поведения, имеющих возрастной характер, является неадекватное восприятие подростками самой смерти. Присущий юному возрасту романтизм рисует подросткам картину смерти, на которой он видит свое бледное, но красивое и молодое тело в гробу, оплакиваемое родственниками и друзьями, но нет пока осознания того, что в реальности эту картину увидеть никому не удастся. Подростки воспринимают собственную смерть как временное явление, как метод воздействия на близких. Только к переходу во взрослую жизнь смерть начинает восприниматься человеком как необратимое явление.

    У большинства подростков отсутствует чувство страха смерти именно из-за неправильного ее восприятия. Зачастую, опасные игры, в которые играют подростки, желая продемонстрировать свою смелость и бравость, привлечь внимание окружающих, приводят к трагическим последствиям. Считается, что половина попыток подростков уйти из жизни являются демонстративными, ложными, совершаются в качестве шантажа. Но на самом деле очень трудно распознать истинные и ложные попытки уйти из жизни. Специалисты предлагают обращать пристальное внимание на поведение подростков и подвергать тщательному анализу любые попытки суицида.

    Необходимо помнить, что детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, не понимая, что в данный момент подростку кажется очень важной и он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение.

    В подростковом возрасте спровоцировать суицидальное поведение могу депрессивные состояния, отличающиеся от взрослых. К ним можно отнести грустное настроение, скуку, усталость, бессонницу, чувство беспокойства, излишнюю эмоциональность, замкнутость в себе, невнимательность, агрессию, неуспеваемость в школе, злоупотребление алкоголем, наркозависимость.

    Мифы и факты суицида

    В отношении суицида существует множество самых различных мифов. Попробуем рассмотреть их и подтвердить либо опровергнуть.

    Миф 1

    На самоубийство идут только психически нездоровые люди. Факт: согласно исследованиям, около 80% людей, покончивших жизнь самоубийством, были абсолютно нормальными, здоровыми людьми.

    Миф 2

    Если человек решился свести счеты с жизнью, то его уже невозможно остановить. Факт: человек хочет уйти из жизни в определенные кризисные моменты, но кризис — понятие временное, проходящее. Если в трудный момент жизни окружить человека заботой и поддержкой, то человек вполне может отказаться от своих намерений.

    Миф 3

    Склонность к суициду — это характерная черта определенного типа людей. Факт: кончают жизнь самоубийством люди самых разных типов. Все зависит от конкретной ситуации и ее восприятия конкретным человеком.

    Миф 4

    Решение свести счеты с жизнью приходит внезапно. Факт: исследования показывают, что человек может вынашивать мысли о суициде несколько недель или даже месяцев, прежде чем решится на этот шаг.

    Миф 5

    Человек, решившийся на самоубийство, сообщает об этом окружающим, но его не воспринимают всерьез. Факт: суицид несет в себе косвенные замыслы, кроме самоубийств в состоянии аффекта, поэтому в большинстве случаев человек предупреждает близких о своем намерении покончить с жизнью.

    Миф 6

    Нет таких признаков, по которым можно было бы определить, что человек собирается совершить суицид. Факт: на самом деле суициду практически всегда предшествуют изменения в поведении человека.

    Миф 7

    Человек, однажды совершивший попытку суицида, никогда не станет делать этого вновь. Факт: в реальности риск повторной попытки самоубийства достаточно высок. В первые два месяца после неудачной попытки 60-80% людей пытаются сделать это снова.

    Миф 8

    Склонность к суициду передается по наследству. Факт: ген, отвечающий за суицидальное поведение, до сих пор ни одним ученым не найден. Тем не менее суицид в семье может выступать в качестве деструктивного подражания.

    Миф 9

    Чтобы отвлечь человека от суицидальных мыслей, нужно загрузить его работой. Это его отвлечет. Факт: это не правда. Работа не способна отвлечь надолго от мыслей о самоубийстве.

    Миф 10

    Употребление алкоголя помогает расслабиться и снимает суицидальное напряжение. Факт: у человека в состоянии алкогольного опьянения повышается чувство тревоги, обостряется конфликтность, повышается жалость к самому себе. По статистике около 50% самоубийств совершаются именно в состоянии алкогольного опьянения.

    Миф 11

    Люди, говорящие о желании умереть, никогда не решатся на совершение самоубийства. Факт: большинство людей непосредственно перед тем, как лишить себя жизни, приводят доказательства своих намерений, некоторые обращаются за помощью к специалистам. Практически каждому суицидальному поступку предшествует сигнал о готовности к его совершению. Если человек говорит о желании свести счеты с жизнью, то это либо предупреждение, либо призыв о помощи.

    Миф 12

    Говоря о суициде, человек стремится привлечь к себе внимание окружающих. Факт: если человек хочет покончить с собой, значит, он испытывает душевную боль и хочет сообщить о ней близким людям.

    Миф 13

    Люди, пытающиеся себя убить, хотят умереть. Факт: на самом деле человек стремится не к смерти, а к избавлению от боли и страданий.

    Миф 14

    Самоубийство и попытка самоубийства — это одно и то же. Факт: попытка суицида представляет собой не неудавшееся самоубийство, а крик о помощи в сложной ситуации.

    Миф 15

    Если подросток пережил суицид, то, даже став взрослым, он никогда не сможет чувствовать себя в безопасности. Факт: на самом деле многие молодые люди пытаются покончить с собой, но потом проходят определенное лечение, реабилитацию и впоследствии ведут вполне нормальный образ жизни.

    Миф 16

    Когда кризис проходит, риск суицида уходит вместе с ним. Факт: на самом деле человек может твердо решить для себя, что он не хочет больше жить, а стабилизация ситуации может только придать ему сил для выполнения задуманного.

    Миф 17

    Разговоры о суициде способствуют его совершению. Факт: если человек делится с кем-то своей болью и получает в ответ поддержку, то он начинает осознавать, что он не один, что есть люди, готовые его поддержать, разделить его боль. Очень часто обсуждение проблемы становится первым шагом к предупреждению самоубийства.

    Миф 18

    Самоубийство — это способ решения личных проблем. Факт: желание покончить с собой по сути — иррационально. Кризис может возникнуть на фоне личных проблем, но не всегда связан с их обострением.

    Миф 19

    Человек может самостоятельно побороть депрессию усилием воли. Факт: сознательно контролировать депрессивное состояние очень сложно, поэтому призывы человеку взять себя в руки могут только снизить его самооценку.

    Миф 20

    Дети не совершают суицидов. Факт: как это ни прискорбно, но совершают. В больницы регулярно попадают дети и подростки самых разных возрастов, которые сознательно решились на такой шаг.

    Как разрушить романтизм подросткового суицида

    Многие подростки видят в суициде красивый и героический поступок. Во многом это вина кино и телевидения, которые изображают смерть в искаженном виде, что позволяет подросткам неадекватно воспринимать это явление. Образ смерти, показываемый на экранах телевизора и описанный в художественных книгах, далек от реальности. Что думает о смерти подросток? Он представляет свое молодое красивое тело в гробу, окруженном друзьями и родственниками, которые оплакивают утрату. Все будут относиться к нему с уважением, вспоминать, каким он был хорошим сыном, другом, братом, горевать, что он так рано ушел из жизни.

    Подросток представляет красивую могилу, на которой всегда будут стоять живые цветы, родные поставят ему красивый памятник. Все будут оплакивать его долгое время: и те, кто любил, и те, кто обижал. Последние поймут, что были к нему не справедливы, и будут просить прощения. Подростки не осознают, что смерть — это конец всему. Не у кого будет уже просить прощения. Нет больше человека. Не увидит он, кто его оплакивает, кто по нему страдает, а кто не понимает, зачем он это сделал.

    Подростки идеализируют смерть. Она им представляется красивой и романтичной, но в реальности все происходит совсем по-другому. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы узнать, как на самом деле выглядит тело самоубийцы в зависимости от способа лишения себя жизни. Если вы видите, что ребенок идеализирует суицид, если смерть представляется ему красивой, посвятите его в некоторые детали реальности. Наверняка у него пропадет желание таким способом закончить свой жизненный путь.

    Рассмотрим некоторые способы самоубийств, которые чаще всего выбирают подростки, чтобы «красиво» уйти из жизни.

    Отравление

    Этот способ чаще всего практикуют девочки-подростки. Они тщательно подготавливают сценарий, красиво обставляют комнату цветами, зажигают свечи, надевают самое красивое платье, делают прическу. Далее девочка принимают смертельную дозу таблеток, ложится в постель и ждет смерти, представляя, как ее найдут потом родственники или возлюбленный, такую красивую, бледную, как спящая красавица.

    Проходит совсем немного времени, и события начинают развиваться совсем по другому сценарию. Начинается естественная реакция организма на таблетки — безудержная рвота. Рвотный рефлекс в этом случае невозможно подавить. Чаще всего смерть наступает даже не от отравления организма лекарственными препаратами, а от того, что человек задыхается собственными рвотными массами. Не слишком красивая картина. Кроме того, если к подростку успеет помощь, то его отправят в больницу, где будут долго и мучительно промывать желудок. Тоже не самая приятная процедура. Тут тоже возможны два варианта исхода событий. Первый: врачам не удается спасти подростка, и он умирает в больнице. Второй вариант — жизнь спасена, но человек остается инвалидом, что не слишком романтично.

    Повешение

    Непосредственно после того, как самоубийца выбивает из-под ног опору, у него начинается агония. Он раскачивается на веревке, ударяется о находящиеся рядом предметы, вследствие чего на теле образуются множественные кровоподтеки и ссадины. Особо неромантичным покажется тот факт, что у повешенного непроизвольно расслабляются сфинктеры заднего прохода и мочевого пузыря. Вся кровь из тела оттекает в ноги, поэтому труп становится бледным, а ноги приобретают бордовый цвет и распухают. Очень часто шейные позвонки не выдерживают и ломаются. На лице у повешенного — жуткая гримаса. Ну очень нелицеприятное зрелище.

    Прыжок с крыши

    Интересно, о чем думает подросток, спрыгивая с крыши высотного дома? На какую красоту он рассчитывает? Чаще всего человек от удара о землю превращается просто в фарш, в месиво. Кости и внутренние органы вываливаются на всеобщее обозрение. Череп от удара деформируется так, что не разобрать, где нос, где рот, а где уши. Самоубийца лежит на асфальте в луже крови, на которую тут же слетаются мухи. Вокруг сразу же собирается толпа зевак, которые с интересом рассматривают, обсуждают, осуждают. Вряд ли это покажется кому-то романтичным. К тому же хоронить то, что осталось от человека, будут в зарытом гробу.

    Перерезание вен

    Самый излюбленный способ подростков. Как правило, они наполняют ванну водой, ложатся в нее и острой бритвой вскрывают на руках вены. Перед тем как потерять сознание, у человека начинается агония. Лицо сводит судорогой, кровь оттекает, начинается непроизвольное слюноотделение. Так же, как и при повешении, расслабляются сфинктеры заднего прохода, человек плавает в ванне вместе с собственными фекалиями. Если человека находят не сразу, то к этой красоте добавляются еще и изменения, присущие утопленникам. Картина не слишком красивая.

    Самострел

    В фильмах мы видим, что человек пускает в себя пулю и у него в голове остается только маленькое обожженное отверстие. Ну да — романтично. Входное отверстие действительно маленькое, зато выходное — очень большое. Мозг человека при этом растекается по стене. Огнестрельное ранение в голову всегда обезображивает лицо до неузнаваемости. Голову просто разрывает изнутри. Череп иногда раскалывается пополам или на несколько кусков. Бывают случаи, что домашние животные, застав хозяина в таком виде, начинают пробовать его на вкус. Романтичное зрелище — кошка, поедающая мозг своего хозяина? Кровь в жилах стынет.

    Смерть далека от романтики. Нет в ней абсолютно ничего прекрасного. Донесите эту информацию до подростка. Пусть он выкинет из головы эти страшные мысли. Живет и наслаждается жизнью.

     

    Рекомендации родителям

    Специалисты выявили ряд изменений в поведении подростка, которые могут помочь родителям определить суицидальные намерения своего ребенка.

    1. Нарушения сна. Это может выражаться в появившейся бессоннице или, наоборот, в повышенной сонливости.

    2. Нарушение аппетита.

    3. Подросток проявляет признаки беспокойства, становится слишком раздражительным.

    4. Повышается чувство тревоги.

    5. Подросток сильно утомляется, проявляется упадок сил.

    6. Подросток перестает следить за своим внешним видом, пренебрегает личной гигиеной, выглядит неряшливо.

    7. Постоянно жалуется на физическое недомогание, плохое самочувствие.

    8. У него часто меняется настроение.

    9. Подросток замыкается в себе, отдаляется от друзей и родственников.

    10. Совершает рисковые поступки.

    11. В его разговорах часто затрагивается тема бессмысленности жизни, безнадежности, смерти. Иногда речь заходит о его собственных похоронах.

    12. Подросток начинает употреблять выражения «я ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «зачем я родился на свет?», «не могу больше это выносить».

    Иногда сигналом готовности подроста расстаться с жизнью может послужить раздаривание личных вещей, которые представляют для него ценность, попытка уладить конфликты с людьми, с которыми он находился в ссоре.

    Если вы заметили, что ваш ребенок готовится к суициду, намерен лишить себя жизни, в первую очередь необходимо с ним поговорить. Выясните, что происходит с подростком. Если он открыто заявляет о намерении уйти из жизни, обсудите эту проблему. Задавайте ему вопросы, которые позволят ему самостоятельно сформулировать причину своего решения. Подросток должен почувствовать, что вы готовы разделить с ним его проблему, поддержать его, что вы не равнодушны к его беде, к его чувствам. Самое главное в разговоре—добиться от подростка обещания не убивать себя, не причинять себе боль никаким способом.

    Постарайтесь ни в коем случае не оставлять подростка одного в таком состоянии. Если вам необходимо уйти, оставьте его на попечение другого взрослого. Если вы видите, что не можете самостоятельно справиться с проблемой и беседы результатов не дают, обратитесь за помощью к специалисту, который поможет вашему ребенку выйти из кризисного состояния.

     

    Педагог-психолог Саманцова Н.Л.


                   

     

    213533, Магілёўская вобл., г. Чэрыкаў, вул. Ленінская, д. 157, т/ф +375 (2243) 7 91 31, сайт: sch2.cherikov.edu.by, e-mail: sch2@cherikov.edu.by, Рэгістрацыйнае пасведчанне №7141303431 ад 16 красавіка 2013 г.

     

    Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)